Ислам. Искусство и архитектура. часть 2

Так что же случилось когда столкнулись христианство и ислам, архитектура которых проявлялась по своему?

Стамбул, Турция, мечеть Сулеймана, голубая мечеть.

mechet-aiia-sofiia-v-stambule.png

Стамбул стал мусульманским городом и цитаделью исламского искусства и архитектуры, лучшими образцами которой являются голубая мечеть и мечеть Сулеймана. Но расскажу я вам про мечеть Айя София. Пять с половиной веков назад, мусульмане, захватившие Стамбул, превратили христианский собор Святой Софии в мечеть. Этот собор был построен в 537 году нашей эры, ей более 1400 лет, сейчас это музей. С наружи мусульмане почти ничего не изменили, только заменили крест полумесяцем и пристроили минареты. А вот внутреннее убранство собора перетерпело существенные изменения.

Христианские статуи были разбиты, византийские иконы были замазаны. Изображение людей и животных в исламе считаются богохульством. Был убран церковный алтарь. На стенах и колонах арабской вязью написаны имена Аллаха и Магомета, украшенные повторяющимися геометрическими узорами. Кафедра христианского священника была превращена в помост для имама. Купол Ай Софии, как не весомая золотая раковина висит в воздухе на высоте 56 метров, как он держится?

aiia-sofiia.png

Все дело в массивных парусах свода, четырех одинаковых арках на крепких столбах поддерживающих купол. Восточная и западная арки поддерживают два полукупола, которые в свою очередь опираются на купола по меньше. Можно ли это назвать христианской или мусульманской архитектурой. Под узорчатыми покровами этих двух традиций можно разглядеть черты римской архитектуры.

Народы пустыни не создают свою архитектуру, они развивают чужую. Мусульмане использовали стили и материалы тех стран которые они завоевали. Но постепенно у них появился свой стиль, который смог засиять во всем своем великолепии в прекрасной мечети Кордобы.

Кордовская мечеть, Испания.

Для всех завоевателей кордоба представляла особый интерес. Сначала ее захватили Римляне, затем они уступили ее вестготам, в 8 веке сюда пришли мавры, так начался золотой век этого города.
В 795 году Абдурахман 1 начал строить мечеть. Он хотел создать нечто большее чем молитвенный дом. Эта мечеть должна была стать символом политического могущества новой власти.

С наружи эта мечеть ничем не примечательна. Абдурахман хотел обезопасить себя от вторжения его восточных братьев, поэтому решил воздвигнуть крепость. Красота Кордовской мечети откроется только после прохождения ворота, перед вами предстанет апельсиновый двор. Деревья окружают разноцветные мраморные колоны устремленные к небесам и обрамленные камнями в мудехарском стиле, что создает ощущения заполненного светом пространства. В центре Кордовской мечети находился махрам, ниша указывающая направление в сторону Мекки. Узоры на махрами свидетельствуют о том, что мавры принесли из Стамбула в Испанию византийскую культуру. Этот михраб важнейшая мусульманская достопримечательность в Испании.

Филигранный узор – одна из особенностей мавританского искусства. Византийское влияние чувствуется по всюду, высокие арки, мозаика, узоры на мраморе, цветные колонны с позолоченными капителями. И конечно же купол, гигантская раковина вытесанная из сплошного каменного блока. Восточная фантазия во всем своем великолепии.

В 1236 году западный ислам пал под натиском Фердинанда 3. Мавры навсегда покинули Испанию.
Вместо того, что бы сравнять мечеть с землей, христианские завоеватели ограничились внесением некоторых архитектурных изменений. В мечети построили 52 капеллы, по одной на каждую неделю года. Королевская капелла стала в центре мечети вытеснив михраб.

Хоры из резного дерева – настоящее произведение искусства, но рядом со колоннами и арками, которые по сей день отражают все былое великолепие Кордовской мечети, они выглядят вычурно.
В современном мире мусульмане составляют более одной пятой населения земли.

Мечеть в Нью – Йорке.

Магомед утверждал, что мусульмане могут молится где угодно. Мусульмане Нью-Йорка до 90 года следовали завету пророка и молились у себя дома или в городских парках, пока не было завершено строительство мечети, средства на которую выделили власти Ливии и Саудовской Аравии.
В каждой стране мечети строятся согласно местным архитектурным канонам.

В этой мечети нет колон, только пустое открытое пространство. Ощущение простора одна из главных особенностей организации внутреннего пространства мечети, в этом случаи его усиливают белые стены и большие окна. Мечеть увенчана куполом, и через большие окна в нее проходит много света, но есть и дополнительное искусственное освещение. Здесь нет ни статуй ни украшений, что бы ничто не отвлекало молящихся о мысли об Аллахе. Гибло указывает квадратная золотая арка, стеклянные арки внутри нее также обращены в сторону мекки, направляя молитвы прихожан к аллаху. Это главное предназначение мечети.

Первую часть можно почитать здесь: https://golos.io/ru--istoriya/@trifeno4ka/islam-iskusstvo-i-arkhitektura-chast-1

историякультураu75религия
25%
4
186
0.204 GOLOS
0
В избранное
trifeno4ka
На Golos с 2017 M08
186
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые