Христианство. История и архитектура, часть 1

В основе христианства лежит простая и не постижимая вера в то, что Бог воплотился на земле в лице Иисуса Христа.

Поиски христианских образов в искусстве и архитектуре начнем с окраины Европы, остров Inishmurray, Ирландия. В восьмом веке здесь проходила граница между опознанным и не познанным мирами. Монахи со всех уголков Европы приплывали сюда на обтянутых кожей лодках, рискуя утонуть в Атлантике. Они стремились сюда спасаясь от опасности Средне вековой Европы. Философия, искусство и архитектура не могут свободно развиваться в атмосфере страха. На этом острове последователи Христа находили мир и уединение. Они воздвигли вокруг монастыря стену толщиной в 5 метров. Для чего это было нужно? В одной из молитв была строка «избавь нас Господи от Северян». Но молитвы не смогли уберечь монастырь от викингов. Дома монахов напоминающие пчелиные соты, должны были выдержать сильные порывы ветра. Капелла была построена по тому же принципу. Монахи покрыли поле каменным кружевом, разделив его на множество участков, которые потом засыпали землей с континента удобренными морскими водорослями. Они питались злаками выращенными на этой земле и рыбой, пойманной в океане. Затем они могли обратить свой разум и способности к искусству. Именно в этом уединенном месте, монахи создали одно из сокровищ христианского искусства. Но Иисус Христос, которому служили ирландские монахи, всю жизнь оставался подданным Римской Империи.

the-catacombs-441677_960_720.jpg

Рим. Катакомбы. Собор Святого Петра.

Древним христианам удавалось выжить в языческом городе благодаря тому, что они собирались тайно, иногда спускаясь для этого под землю. В катакомбах под Римом была усыпальница, которую христиане приспособили для своих собраний, это видно по фрескам на стенах. Античные сюжеты соседствуют с христианскими. Римские христиане в своем искусстве использовали уже знакомые средства. Фрески, которыми расписаны катакомбы, одни из примеров того, как христиане использовали классические сюжеты, что бы утвердится в качестве культурных и духовных наследников Римской Империи. Здесь, в полу тьме, было посажено зерно, из которого вырос великолепный Рим. Во втором веке на могиле Святого Петра, была поставлена простая усыпальница. А около 349 года император Константин построил здесь Базилику. К 15 веку Базилика превратилась в руины, а в 1506 Папа Юлий 2 заложил первый камень новой церкви Святого Петра. На протяжении следующего столетия над этой церковью работали лучшие мировые архитекторы и художники. Микеланджело спроектировал купол, ставший самым большим в мире, а массивный фасад создал Модерно. Изображения на святой двери рассказывают о пути проделанном человеком от изгнанием из Рая до распятия Христа и искупления. На высоте 44 метров расположен купол в своде потолка, его диаметр 42 метра. Балдахин, массивный бронзовый свод покоящийся на колоннах над алтарём на высоте 30 метров принадлежит авторству Бернини. Витые колонны поднимаются к трону Святого Петра, которому покровительствует Архангел Михаил. На них бросает отблески золотой витраж в окне Святого Духа. Собор Святого Петра триумф мирового искусства, должен был поразить римских христиан и верующих во всем мире. Он стоит на скале Святого Петра, ставший троном для его приемников и центра мирового христианства. Но это не единственный шедевр христианского искусства. Рим стал палитрой для многих великих художников. Но к воротам этого величественного города приближались варвары…

Турция. Стамбул, храм Святой Софии.

Император Константин обратил Стамбул в христианство, а его приемник сделал этот город восьмым чудом света.

Храм Святой Софии называли храмом мудрости, он отражает преданность восточной церкви и идеи Святого Духа. Колонны внутри храма высечены из красного порфира, белого и желтого мрамора и зеленого серпентина. Историк Прокопий сравнил яркие краски этих колонн с луговыми цветами. Посланники князя Владимира побывавшие здесь, отозвались об этом храме так : «Мы не знали на земле мы или в раю». Стены храма украшены типичными для Византии мозаиками, на которых изображен Христос в окружении императоров и их жен. Два таманских медальона на которых арабской вязью написаны имена Аллаха и пророка Магомеда, появились по бокам мозаики изображающую Деву Марию с младенцем в 1453 году, когда Константинополь захватили мусульмане. За долго до этого произошел раскол между римской и византийской церквями. Главной причиной раскола стали разногласия по поводу полномочий Папы Римского.

mosque-1466058_960_720.jpg

Швейцария. Реформаторская церковь Шен – паке.

Первый раскол в христианстве произошел в пятом веке, а второй в шестнадцатом. Реформация и возникновение протестантской церкви сотрясли европейское христианство. Архитектура кальвинисткой церкви, отражает отношение реформаторов к чрезмерной роскоши Рима и Стамбула. В этой церкви нет ни статуи Святых, ни мавзолея, ни витражей, ни пухлых ангелов на потолке. Нет и кафедры или трона ни роскошного алтаря. Здесь все внимание притягивают стол и Библия. Церковь была построена не для мессы и не для причастия, а для прихожан, которые приходили сюда услышать слово Божье, которое им объясняли знаменитые протестантские священники. Так, христианство разделилась сначала на восточное и западное, а затем произошел раскол в католичестве.

историякультураu75
18
0.037 GOLOS
0
В избранное
trifeno4ka
На Golos с 2017 M08
18
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые