Анк Марций и Тарквиний Приск: на стыке двух царских династий Древнего Рима
Как я уже успел заикнуться во вчерашнем посте, на место воинственному Туллу Гостилию встал богобоязненный и миролюбивый Анк Марций — следующий царь Древнего Рима и внук Нумы Помпилия, правивший с 640 по 616 гг. до н.э. И конечно же, он находился скорее в «лагере» своего деда, нежели в одном ряду с грозными Ромулом и Туллом.
Отличился он в первую очередь тем, что восстановил богослужения и обряды, которые игнорировал его предшественник. Также, Анк Марций покровительствовал развитию ремесел и торговли, призывая свой народ отложить мечи в сторону и бросить все силы на благо процветания своего собственного государства изнутри. Он успешно приучал солдат и обычных жителей Рима к благочестивой жизни, велел исправно служить Юпитеру, Марсу и остальным. И безусловно, Анк добился бы огромных высот в своей тихой реформаторской деятельности, если бы не одно «но» — тяжелое наследие Тулла Гостилия.
Да, даже с того света бывший рекс смог вставить палки в колеса тишайшему Анку Марцию, так успешно шедшему по следам своего мудрого деда. Дело в том, что несмотря на смерть Тулла, его враги все еще злились на него за пережитые поражения и позор, который тот им нанес. Увидев на престоле Анка Марция, царя миролюбивого и совершенно неконфликтного, они сочли эти его качества как слабину и принялись точить свои мечи и копья — на Рим стали подниматься все обиженные Туллом Гостилием племена: латины, вольски, этруски и сабиняне.
Но несмотря на всю преемственность Анка Марция и Нумы Помпилия, первый не был беззащитным паинькой, каковым его видели враги. Безусловно, как и его дед Анк Марций любил строить, а не ломать, однако при возникновении внешней угрозы он был готов в ту же секунду взяться за оружие и защитить границы своего государства.
И честно признаться, махать мечем Анк Марций умел ни чуть не хуже, чем проводить религиозные обряды. Сначала им были покорены множественные латинские города — захватив их, он проложил границы Рима до самой реки Тибр. Затем досталось и вольскам с этрусками, которым Анк успешно смог навязать мир. Кстати, именно в период его правления Рим начал все активнее взаимодействовать с этрусками, что во многом предопределило дальнейшее развитие Древнего Рима. Продолжит это дело следующий царь Рима, этруск по происхождению Тарквиний Приск. Но об этом чуть позже.
Захватив множественные города латин, всех их жителей Анк Марций по традиции переселил в Рим, выдав каждому гражданство. Тут же следует заметить еще одно важнейшее для истории Древнего Рима событие, произошедшее в период правления Анка Марция: окончательное оформление плебса — непривилегированного сословия, состоящего в основном из переселенцев и людей, попавших в Рим с захваченных территорий. По мнению некоторых исследователей, разделил римскую общину на две части — плебеев и патрициев («коренных» римлян) — еще первый царь Рима Ромул (об этом я писал в посте о нем). Однако как бы то ни было, официально римский плебс был оформлен именно Анком Марцием.
На этом довольно недолгое правление Анка Марция и закончилось. Был ли он убит, или умер своей смертью — этого мы не знаем, но знаем год: 616 до н.э., а также то, что Анк Марций был последним из первой династии царей Древнего Рима. После него на трон взошел этруск Лукомон, более известный в истории как Луций Тарквиний Приск — родоначальник этрусской династии римских рексов.
Но что же случилось? Что послужило тому, что одна династия резко сменилась другой? Ведь никаких предпосылок к этому в правление Анка Марция вроде бы не было... А вот тут и начинается самое интересное.
Вообще, этруски — народ невероятно загадочный, и до сих пор вокруг него возникают бурные споры. Так, например, они появились на территории современной Италии где-то в конце второго тысячелетия до н.э., но откуда этруски там взялись — совершенно не ясно. Геродот, например, утверждал, что этруски — это лидийцы, прибывшие на Апенинны из Малой Азии. Галаник Лессбосский — что они пелазги, пришедшие из Греции. А Дионисий Галикарнасский вообще ставил крест на предположениях обоих.
Современные ученые также не далеко ушли от древних в данном вопросе. Изначально многие историки выдвигали предположение, что этруски являлись коренным народом Италии, что впоследствии было опровергнуто археологами. Далее, исследователи начали выдвигать совершенно разные гипотезы о миграции этого народа, в итоге сойдясь на том, что этруски сформировались вообще путем трех волн миграций: из Восточного Средиземноморья, Альп и Северо-Каспийских степей. В сухом остатке — мы до сих пор толком не знаем, откуда в Апеннины свалились этруски.
Также, все еще не расшифрован их язык и письменность, не говоря уже о малом количестве дошедших до нас памятников материальной культуры. Кто-то утверждает, что этрусский язык принадлежит к европейским. Другие опровергают это, настаивая, что скорее к кавказским. Но в итоге — он так и не прочитан.
Как и весь этрусский народ покрыт омутом тайны, так и становление на римском престоле этруска Тарквиния Приска является моментом неоднозначным. Как я уже говорил чуть выше, при Анке Марции отношения Рима и этрусков начали активно развиваться. Последние все чаще прибывали из родных земель в Рим, получая тут гражданство. Они жили отдельными кварталами, потихоньку ассимилируясь с местными, вместе с тем обучая римлян своему ремеслу: мастерству постройки зданий, мостов, канализации и дорог. Так, по сути культура этрусков являлась предшествующей римской и оказала на нее огромное влияние: многие «свершения» древних римлян на самом деле являются достижением этрусской цивилизации или же производными от них.
были позаимствованы у этрусков
Среди приезжих в Рим этрусков числился один вельможа по имени Лукомон. Выходец из знатного аристократического коринфского рода — его отец еще до рождения сына переселился из Коринфа в этрусский город Тарквинии — он был невероятно богат и известен, вследствие чего получил в Риме очень теплый прием, а затем и гражданство. Далее начался резкий рывок Лукомна по «карьерной лестнице»: получив огромное влияние в обществе, он был замечен тогда еще живым царем Анком Марцием и получил новое имя — Луций Тарквиний Приск, по названию своего родного города.
Теперь уже Тарквиний стал одним из приближенных царя — начальником его конницы. Когда же Анк Марций умер, Тарквиний Приск взял инициативу в свои руки и убедил народное собрание Рима, что именно он, а не один из сыновей Анка Марция, должен стать новым царем Рима. Сенат и граждане единогласно избрали Тарквиния Дрвенего (как его еще называют) царем.
Вроде все доступно и понятно, однако как я и обещал, и тут не без споров. Например, видные историки-исследователи античности Нибур и Моммзен выступали категорически против этрусского происхождения Тарквиния Приска, называя его выходцем из чисто римской трибы луцеров альбанского происхождения. Проще говоря, оба историка считали, что новый царь был родом из знатного патрицианского рода Рима, состоящего из жителей покоренной Альба-Лонги. В пользу этого говорит и политика Тарквиния в отношении данной трибы — в его правление она была уравнена в правах с двумя остальными.
Еще одна точка зрения гласит, что в тот период времени этруски просто-напросто захватили Рим и начали в нем править. Защитники гипотезы о этрусском завоевании следующим образом аргументируют свое мнение:
- несмотря на походы Анка Марция, этруски к началу правления Тарквиния все еще были сильны и доставляли Риму хлопот
- активная преемственность этрусской культуры римлянами (о которой я уже упомянул чуть выше) является ничем иным, как результатом захвата Рима этрусками
- в Риме проживало достаточное число этрусков, которые могли устроить восстание и помочь «своим» покорить город
Очень долго данная точка зрения была популярна среди историков, однако и она не без белых пятен. Так, активно занимался ее развенчиванием знаменитый советский исследователь античности, профессор Сергей Иванович Ковалёв. Вот его аргументы на этот счет:
сами римские историки описывали появление этруска в Риме как событие довольно спокойное: с миром, он прибыл в город еще за несколько месяцев до смерти Анка Марция и честно завоевал к себе уважение. Тут же можно смело ответить: римляне намеренно скрыли неприятный для них факт завоевания. Но это было совсем не свойственно римской традиции, ибо тогда они так же «замяли бы», к примеру, галльский погром 390 года и многое другое.
этруски к тому времени жили в Риме в небольшом количестве и отдельными кварталами — это доказывает малочисленность этрусских погребений в Риме и окрестностях. Поэтому они не могли развязать даже малейшего восстания.
что касается культурного влияния этрусков, то в этом нет ничего удивительного — в ту эпоху они были народом местами даже более развитым, нежели римляне. И не мудрено, что соседствуя столько сотен лет бок о бок, один народ начал влиять на другой. Это могло случиться и без участия оружия.
Таким образом, как я и утверждал, появление в Риме Тарквиния Приска и его происхождение являются предметом множества гипотез и споров. Однако, так или иначе, его существование и царствование в Древнем Риме безоговорочно подтверждается всеми историками, за что им огромное спасибо!
Ну а о политике первого древнеримского царя из этрусской династии мы поговорим уже в следующий раз. До скорого!
Предыдущие посты о Древнем Риме и его правителях: