Национальная политика Александра II и полный бардак в вопросе брачных отношений

Думаю, даже слабо подкованные в истории люди знают и понимают, что в царской России были разрешены только православные браки. И это совершенно естественно: все-таки, православие являлось одним из трех столпов российской государственности и только оно могло лежать в основе семьи — от сильного и «правильного» брака зависело могущество Российской империи. Поэтому какое там католичество? Допустить возможность бракосочетания между православным и тем же католиком означало дать добро на разложение русской культуры и самости, что было совершенно неприемлемо. Хочешь жениться на иноверке? Пусть принимает православие.

Однако ко времени правления Александра II ситуация была такова, что многие территории в составе Российской Империи по той или иной причине попросту игнорировали данный закон. Сегодня мы с вами продолжим разговор о национальной политике Александра II на местах и посмотрим, какой бардак творился на территориях Прибалтики, Литвы, Украины, Беларуси и на Кавказе в вопросе брака.

Прибалтика

Прибалтика в составе Российской Империи включала в себя Курляндию, Лифляндию и Эстляндию — территории, являющиеся немецкими княжествами. Будучи немецкими они, соответственно, управлялись немецкими баронами, а каждое княжество имело свои старые немецкие законы. Мало того, в каждом крупном городе княжества также были свои законы, вследствие чего полный их сборник по всей территории Прибалтики составлял не одну тысячу страниц — опять же к разговору о том, как много самых разных законодательств всех форм и расцветок действовало на территории Российской Империи.

Карта Лифляндской и Эстляндской губерний

Не секрет, что еще с петровских (а то и немногим раньше) времен иностранцы, в числе которых и немецкие бароны, нередко занимали лидирующие позиции при российском дворе и в чиновничьем аппарате, что было одной из причин, почему очень долгое время никто не вмешивался в жизнь прибалтийских баронов и Прибалтики в целом. Но! Остро стоял на данной территории вопрос о религии: по закону Российской Империи в случае, если в брак вступают представители разных христианских религий и один из брачующихся православный, то в их паре превалирует православие и дети их также станут православными. Баронам это мягко говоря не нравилось и незадолго после воцарения Александра II через министра внутренних дел Валуева они, пользуясь своим высоким положением, начинают проталкивать нужные им законопроекты.

Во главе стоял насущный вопрос о браке и бароны предлагают Валуеву разрешить молодоженам самим договариваться о религиозной вере для себя и для своих детей на территории Прибалтики. Терять лояльность таких людей министру (да и царю тоже), конечно же, не хотелось и в 1864 году их требования были выполнены, но очень интересным образом: так как по закону на территории Российской империи были разрешены только православные браки, данная норма не присутствовала ни в законах РИ, ни в законах находящейся в ее составе Прибалтики — внесение подобных правок в законодательство подняло бы ужасный шум со стороны церкви. Разрешение «свободных браков» на территории Курляндии, Лифляндии и Эстляндии преподносилось в форме некой возможности по желанию, предназначенной в основном для высших слоев прибалтийского общества.

Министр внутренних дел с 1861 по 1868 год Петр Александрович Валуев

Но как вы понимаете, о данной лазейке узнали и русские дворяне, в результате чего со всех концов России они ринулись в католические/лютеранские церкви Прибалтики, дабы заключить там католический/лютеранский брак или крестить в другой вере своих новорожденных детей. Затем они возвращались обратно домой, а если рождался еще ребенок, то снова быстренько уезжали в Прибалтику, повторяли процесс и назад. Такая система существовала в России довольно долго, вплоть до 1885 года, и что же мы имеем? А вот что: даный регион, входящий в состав РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, фактически находился под властью немцев, лютеран и католиков. Великолепно! И это еще не говоря о полном неприятии местным населением русского языка, который активно пытались им насаждать. И это все, повторюсь еще раз, православная Россия.

Украина, Литва и Беларусь

Едем дальше, дорогие друзья, и на очереди у нас бывшая территория Речи Посполитой — Украина, Литва и Беларусь — и так называемые Краковские браки. Дело в том, что издавна на данных землях существовала Униатская церковь. Официально униаты исполняли обряды по православному образцу, но признавали в качестве главы церкви Папу римского, из-за чего были с православием «в контрах». После рассказанного мной в прошлом посте польского восстания Александр II решил ликвидировать и униатскую церковь.

Всех униатов увольняли, а на их места в эти же самые церкви, но теперь с табличкой «Православная церковь Патриарха московского» над дверьми, ставили православных священников. В то же время немцы, прусаки и астврийцы быстренько спохватились и чтобы не бросать своих в беде объявили, что на их территориях уния сохраняется и если кто-то из жителей не хочет менять униатскую веру на православную, то им будет оказана помощь: из к тому времени прусского Кракова на территорию бывшей Речи Посполитой начали приходить униатские священники.

Так, на территорию Российской Империи регулярно бегали униатские священники с бумагами, на которых можно было зафиксировать брак/рождение/смерть по униатской религии. Если на территории Беларуси, Литвы и Украины оставались желающие пожениться или зарегистрировать рождение ребенка, но не в насаждаемом насильно православии, то они ждали, пока явится краковский униатский священник и осуществит все нужным образом. Получалось, что по официальным документам на огромной территории Российской Империи почти никто не рождался и не умирал — все это местные жители предпочитали фиксировать через чужеземцев! Осложнилась ситуация в 1874 году, когда в связи с введением всеобщей воинской повинности с данной территории было некого призывать, так как набор рекрутов (ровно как и перепись населения) осуществлялся с местной православной церкви, в которой было зарегистрировано два с половиной человека.

Кавказ

Ну и завершающим аккордом сегодня прогремит Кавказ. В коде невероятно долгой и изнурительной Кавказской войны, длившейся с 1817 по 1864 гг., стало понятно, что бороться против горцев можно бесконечно долго и необходимо устанавливать мир: пускай они живут себе тихо как хотят, главное, чтобы за пределы своего региона не вылезали. На этом фоне начинает формироваться местная кавказская княжеская аристократия, вследствие чего совершенно закономерно со временем возникает необходимость браков между православными и мусульманами с целью поддержания мира между русскими и кавказскими зажиточными семьями.

Но как же быть? Ведь подобные браки недопустимы! Как вы уже успели заметить, недопустимы они были только на бумаге, поэтому браки между мусульманами и православными просто-напросто не оформлялись официально. Каждый человек в условном ауле прекрасно знал, что эти двое — муж и жена, а то что официально в документах этого не было зафиксировано никого особо не волновало. Дети их, кстати, являлись незаконнорожденными, но и тут вопрос решался предельно просто: их законность объявлялась исходя из мусульманского обычного права (не российских законов!!!), из-за чего на территории данного региона формируется своя смешанная аристократия. Да, не официальная, но по факту принятая в обществе и неоспоримая. Вот вам пример еще одного самостоятельного до нельзя островка, входящего в состав Российской Империи. Так и жили.


В итоге, мы можем наблюдать полный разброд и шатание из-за отсутствия единого на всей территории Российской Империи законодательства и неспособности существующей власти эффективно решить национальный вопрос. Внутри страны шло нарастание противоречий, а уровень беззакония и правового нигилизма рос как на дрожжах. Буквально всё указывало на то, что существующая модель управления государством требует кардинальных изменений.

историяобразованиеpskправославиебрак
25%
84
262
294.444 GOLOS
2
В избранное
UnknownHistory
"История должна рассказывать, а не доказывать" - Марк Фабий Квинтилиан
262
2

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые