Общественные движения в России второй половины XIX века. "Хождение в народ" и зарождение террористической революционной деятельности

Итак, в прошлой статье я остановился на том, что во второй половине 1860-х годов начинает формироваться движение народников.

Народники — это образованные молодые люди возрастом обычно до 25 лет, деятельность которых заключается в следующем: они идут в народ и пытаются сблизиться с ним, понять мужика и найти свои корни, надеются заложить в умы простого люда необходимость государственных перемен ради светлого будущего. Народники во многом идеалисты, они свято верят в то, что вот сейчас они придут к крестьянам и просветят их, а те, в свою очередь, сразу же пойдут на революцию!

Народники и народничество характеризуется следующими моментами:

  1. Важно понимать, что народники — это не идеологи, не те несколько человек, разрабатывающих идеологическую концепцию. Это практики, которые идеологические концепции стремятся реализовать. В то время основными идеологами народничества были шесть человек: Герцен, Чернышевский, Бакунин, Лавров, Ткачев и Михайловский. Россия — страна невероятно противоречивая, разная, и концепции от этого были тоже самые разные. И тут возникает главная проблема: в голове теоретиков эти противоречия зачастую совместимы и их легко можно реализовать, однако на практике все оказалось намного сложнее. Народники идут в деревни с целью претворить имеющиеся противоречивые концепции в жизнь и не могут! Что же остается делать? Народники начинают упрощать учения идеологов, параллельно обвиняя мыслителей в чрезмерном усложнении и извечной демагогии.

  2. Народники образованы, начитанны, но не мудры. Отказываясь от всей широты предложенных концепций, они «обрезают» их по своему усмотрению. Все народники — обладатели юношеского максимализма, они делят все на белое и черное. Никаких полутонов для них не существует. Если ты не с нами — ты против нас. Если это — хорошее, то враг его — точно плохое. Даже к народу у них весьма противоречивое и поверхностное отношение. Весь народ в общем они очень любят, хотят ему служить и готовы за него умереть прямо сейчас. Но каждого конкретного мужика — представителя народа — они презирают, считают неспособной чернью, которую нужно направить и использовать. Такой вот подход.

  3. Народники пьют, курят и естественно имеют ужасное здоровье, в следствие чего живут недолго. Обычно они ужасно одеты, во всякое тряпье. У девушек нет корсетов и трех юбок — да Бог одна. В правой руке книга, в левой — сигарета, на глазах очки, голос хриплый. Такие вот красавицы и красавцы начинают появляться в крестьянских селениях в 60-х годах XIX века. При всем при этом народники хотят успеть пожить в светлом, новом обществе, хотя знают, что жить им осталось недолго. Из этого вытекает необходимость сделать все поскорее, что чревато последствиями.

  4. Народники очень высоких моральных и нравственных требований в отношении друг друга. Их общество высоконравственное, они осуждают себя не только за дела, а даже за мысли о чем-то непристойном. В качестве примера высоких моральных устоев народников приведу один реальный случай, произошедший в одном из их кружков. Вечер, осень, на улице дождь и гром. Мужчина и женщина сообща делают листовки в комнате у молодого человека, после чего девушка собирается уходить обратно к себе домой. На улице чуть ли не ураган, поэтому молодой человек не дает ей уйти. Решая, как им переночевать вместе (ни о чем большем и речи быть не может), они ложатся спать валетом. Наступает утро. Молодой человек и девушка опять пишут листовки, после чего девушка благополучно уходит домой, а молодой человек вскоре перестает выходить на связь со своими соратниками. Через некоторое время его находят повешенным, а рядом с ним записку следующего содержания: «Я не могу жить, так как в ту ночь у меня были нехорошие мысли в отношении своего товарища по революционной борьбе».

Такие вот морально-нравственные нормы действовали в среде народников. И такое поведение считалось нормальным и правильным. Если же между товарищами все-таки возникали какие-то личные отношения, то они строжайше скрывались и уж точно никак не влияли на общее дело. С другой стороны, для достижения общих народнических целей, если того требует ситуация, два члена кружка даже могут пожениться и жить вместе (например, для прикрытия). Главный тезис: все для достижения общей цели.

Вот это и есть народники. И все это движение начинает набирать обороты в конце 1860 — начале 1870х годов.

В первой половине 1870х среди русских революционеров-народников становится популярна концепция еще одного знакового в российском революционном движении второй половины XIX века человека, идеолога-анархиста Михаила Бакунина. Труд Бакунина обширен, его идеи можно излагать очень долго. Чтобы не занимать ваше время лишними отступлениями, я назову главный тезис, в котором заключается главная идея Михаила Александровича по осуществлению революции: народ уже готов к бунту и для того, чтобы совершить крестьянскую революцию, надо просто поднести спичку к стогу сена - прийти к крестьянам, призвать их выйти на улицы и они выйдут! Концепция Бакунина дала новый виток развития народничества в России.

image.png
Михаиил Алексаандрович Бакунин - русский мыслитель и революционер, один из теоретиков анархизма и народничества

Осенью 1873 года значительное число студентов Российской Империи, начитавшись Бакунина, вдруг бросает занятия и уходят в деревни и села поднимать крестьян на революцию. За ними уходят курсистки, некоторые гимназисты — приблизительно, речь идет о 4000 человек. Движение это получило название «хождение в народ». Что примечательно, студенты пошли поднимать крестьян, что называется, «в лоб». У них не было абсолютно никакой подготовки, программы, даже четких планов как все это дело осуществить. Без какой-либо маскировки, прощупывания почвы, они просто взяли и пошли к крестьянам тупо сказать им, что пора вставать на революцию, доказывая, как им плохо живется!

В итоге, в большинстве случаев с юными революционерами случилось абсолютно непредвиденное: крестьяне сами вязали этих умников и сдавали в тюрьму. Огромный пласт крестьян состоял из патриотично настроенных людей, которые за одно только слово о свержении царя-батюшки сразу били в лицо. Множество крестьян попросту не понимали тех заумных речей, которые толкали эти молодые и такие начитанные люди, и от греха подальше сдавали «гостей» местным властям. Были среди сельчан и те, кто принимал нахлынувшее студенчество за немецких агентов. А чего? Да, немцев они никогда не видели, но и на горожан эти товарищи толком не похожи (а мы помним, как выглядели народники). На крестьян/крестьянок, то есть своих, пришлые также не особо смахивали. Больше крестьянин никого и не знал, поэтому точно немцы!

Так, большинство народников оказалось за решеткой, но их не за что было судить! Я уже вижу ваше возражение, мол, как же, они ведь распространяли революционные настроения!!! Да, такие подозрения были и власть об этом знала, однако обвинение вытекает из сказанного «пострадавшими» — крестьянами. Они же, в свою очередь, зачастую хаяли студентов за все что угодно, кроме революционных взглядов. Чаще всего сельчане волокли народников в тюрьму с криками о том, что те — немецкие шпионы! Но ей богу, властям было прекрасно ясно, что никакие это не шпионы и все гораздо проще. Попытаешься узнать от крестьян, о чем конкретно говорили им горе-революционеры, чтобы составить обвинение отталкиваясь от этого — крестьяне либо ни черта не понимали и не запомнили, либо услышали лишь пару плохих слов об императоре и сразу вязать.

«Арест пропагандиста», картина И. Репина.jpg

«Арест пропагандиста», картина И. Репина

То есть реально у власти не было веских причин, чтобы расселить оппозиционеров по глухой Сибири и забыть их, как страшный сон. Из 4000 человек осудить хоть за что-то смогли всего 193 человека. Это судебное дело было названо процессом ста девяносто трех.

Что с остальными? Ну, их вроде надо сажать, а сажать толком и не за что... Так, в «сизо» оставшиеся народники просидели около года и тут случилось страшное: около 3 000 человек этот год попросту не пережили. Как мы помним, у большинства народников были большие проблемы со здоровьем, поэтому у львиной части из них в тюрьме произошло обострение болезней, что неминуемо приводило к смерти. Второй момент — их с одной стороны боялись сажать с жуткими уголовниками (по понятным причинам), а с другой не могли посадить и друг с другом, ибо нечего там вместе сидеть и заговоры плести. Так, огромную часть народников рассадили по одиночкам. Одиночка — это одно из самых страшных наказаний для человека, особенно деятельного, каковыми и являлись студенты. От невозможности проявить себя, поделиться идеями, банально поговорить с кем-то они сходили с ума и зачастую заканчивали жизнь самоубийством.

Третий фактор — им было ужасно обидно, на фоне чего развивалась сильнейшая депрессия и, как вытекающее, болезни. Сами подумайте: они пришли к крестьянам с благими намерениями, а те их раз и в тюрьму! Ты для них пытаешься сделать как лучше, а они что?! Эхх... В итоге, большинство посаженных умерло или сошло с ума. Около 1000 выживших были или оправданы, или куда-нибудь далеко отосланы. Так или иначе, они оказались на свободе, и единственная мысль, которая была у них на уме — такой огромный уровень смертности среди их соратников в тюрьмах есть показатель того, что власть их попросту перебила! Да, показательная казнь, чтобы неповадно было! Других причин этому интеллигенция не видела и вряд ли хотела видеть.

Таким образом, молодые революционеры поняли две вещи: открыто власть попирать больше нельзя, но обязательно нужно отомстить, причем такими же методами. Так, ближе к концу 1870х годов в Российской Империи начинает складываться новый тип народника — профессиональный террорист-революционер. Но об этом, дорогие друзья, я расскажу уже в следующем посте.

историяобразованиеpskреволюцияголос
25%
31
137
326.630 GOLOS
0
В избранное
UnknownHistory
"История должна рассказывать, а не доказывать" - Марк Фабий Квинтилиан
137
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые