Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vood.one
7 лет назад

Общественные движения в России второй половины XIX века. Зарождение организованной революционной деятельности и ошибки самодержавия

Прежде чем начать разговор об общественных движениях в России второй половины XIX века, следует строго обозначить, что в себя включает это понятие и чем общественное движение отличается от социального движения.

Социальное движение — это движение социальных групп, то есть рабочее движение, христианское движение, крестьянское движение и т.д.

Общественное движение — это движение общественных групп. Население России XIX века, особенно второй его половины, можно грубо разделить на две основные части: безмолвствующий народ (98% населения страны) и остальные 2% — образованная интеллигенция. В сегодняшнем разговоре под общественным движением мы будем понимать движение небольшой группы очень хорошо образованного и прогрессивного населения страны, представители которого рассуждали о судьбах Родины, на все имея какие-то взгляды и позиции.

Таким образом, общественное движение и социальное движение это далеко не одно и то же. Эти понятия ни в коем случае нельзя путать или объединять как одно.

Для понимания «природы» общественных движений данного периода российской истории я должен уделить немного времени характеристике того времени. Начало второй половины XIX века зачастую зовется в истории «периодом русской гласности». Именно гласность послужила толчком к возникновению общественных движений и вот ее основные, ключевые черты:

  1. Гласность — это явление, которое возникает после очень долгого и серьезного цензурного запрета. Во второй половине XIX перед нами появляются люди, которые вдруг почувствовали возможность выразить свою позицию, свои взгляды на многие вещи. Далее они, переполненные желанием сказать и прочитать то, что им интересно, начинают рассказывать об этом всем вокруг — «сколачиваются» кружки, где образованные молодые люди делятся друг с другом мнениями, в том числе и по отношению к действующей власти.

  2. Гласность всегда идет бок о бок с критикой. Все разговоры вышеупомянутых людей были переполнены критикой, которая зачастую носила оголтелый и неконструктивный характер. Период гласности — это когда все знают, как плохо, но не знают, как хорошо. Кончится он ровно в тот момент, когда люди придумают, как сделать лучше. Тогда начнут появляться сотни вариантов того, как правильно, и единство гласности распадется.

  3. Так как периоду всеобщей гласности предшествовал очень долгий период запрета, в каждом человеке по старой привычке сидел маленький цензор, который постепенно ослабевал по мере того, как за словами перестает следовать наказание. Смелость высказываний идет по нарастающей.

  4. В период гласности главной наукой становится история. В ней умные люди находят моменты и эпизоды, которые похожи на сегодняшний день. Эти эпизоды и становятся главной темой для разговоров — проводятся параллели и т.д.

  5. Период гласности очень короткий, так как нельзя вечно критиковать. Закономерно за критикой следовали конкретные предложения по улучшению ситуации, коих, естественно, было множество.

Так, начиная с 1859 года из гласности начинают формироваться общественные движения, которые характеризуются взглядами преимущественно интеллигенции на разные дискуссионные вопросы. И тут сразу же возникает проблема: дискуссионных вопросов было не так много, как казалось изначально, но вариантов ответов на них было огромное количество у разных общественных групп. Например, один из популярнейших вопросов того времени: близка ли смерть монархии и какая модель государственного устройства будет идеальной для России. Кто-то уверял, что России что нужна конституционная монархия. Другие - что республика, и т.д.

Таким образом, одной из главных характеристик общественных движений России второй половины XIX века можно назвать раздробленность. Члены различных кружков только спорили между собой и редко могли договориться. Единого движения не было, противники императорской власти выступали не как одно целое, и это вряд ли шло во благо по сути общему делу.

Но был один момент, на почве которого общественные движения почти не имели расхождений — ожидание революции. 1861 год, издан манифест об отмене крепостного права. Каждый помещик вместе с мировым посредником и своими крестьянами должен был составить и подписать документ — уставную грамоту — в котором будут расписаны все условия, на которых крепостные будут «освобождены» (весьма условно, но об этом в другом посте). В числе прочего, в уставной грамоте были описаны земельные наделы, полагающиеся крестьянам. За эту землю они потом очень долго расплачивались, ежегодно выплачивая выкупные платежи.

устттт.jpg

Фрагмент уставной грамоты имения Сарья Дриссенского уезда Витебской губернии, 1862 год.*

На составление уставной грамоты государство дало помещикам время до 1863 года, и тогда среди крестьян начал блуждать слух, очень скоро принятый ими на веру: кто из крестьян не подпишет уставную грамоту сейчас, в 1861 году, тот в 1863 получит землю совершенно бесплатно! Естественно, этот слух дошел и до общественного движения, в том числе до ведущих идеологов того времени — Чернышевского и Герцена. Конечно, они понимали, что бесплатно землю крестьянам никто не даст, и пришли к выводу: вполне возможно, что в 1863 году начнется революция. Герцен считал революцию неминуемым исходом, однако не ждал ее и даже боялся, ибо знал, что революция — это кровь.

uthwty.jpg

А.И. Герцен - русский публицист, писатель, философ, сторонник революционных буржуазно-демократических преобразований

Он начинает писать письма Александру II, чтобы тот предпринял какие-то действия, дабы дело не дошло до массовых крестьянских бунтов. Само собой, Александр ему не отвечает и Герцен приходит к следующему выводу: власть бездействует, революция неизбежна, и нам, общественным деятелям, остается одно — сделать грядущую революцию минимально кровавой! Этого можно было добиться одним путем — попытаться, чтобы офицеры, которые должны будут выйти подавлять революцию, не вышли. Большую роль играло также высшее чиновничество, поэтому по мнению Герцена и Чернышевского главной задачей становится попытка привлечь максимальное число образованных людей (гос. чиновников, офицеров, деятелей культуры) на сторону готовящейся революции.

В 1861 году была создана организация «Земля и Воля». Вдохновителями общества были, соответственно, Герцен и Чернышевский. Главная задача организации — подготовить мирную крестьянскую революцию. «Земля и воля» представляла собой объединение раскиданных по городам 13-14 кружков, члены которых под каким-либо прикрытием промывали образованным людям (в большинстве своем молодежи) мозги, чтобы те не участвовали в подавлении революции, а наоборот примкнули к ней.

1024px-Zemlya_i_volya_logo.png

Но вот наступил 1863 год, и никакой крестьянской революции не последовало. Вместо революции произошло польское восстание. Либералы, члены организации, отказались поддерживать польское восстание без «крестьянского продолжения». Кто-то сбежал, кто-то поверил в прогрессивность начавшихся в стране «великих реформ». Так, в 1864 году «Земля и воля», сделавшая ставку на крестьянский бунт, теряет свой смысл и самоликвидируется.

В итоге, после распада организации молодые люди, которые туда входили и не отказались от своих идей, начали чувствовать внутри некую пустоту. Они не знают, куда себя деть, и обращают свое внимание на опубликованное в журнале "Современник" в 1863 году произведение «Что делать?» Николая Чернышевского. Там есть некая Вера Павловна, прогрессивная и «не такая как все» девушка, ратующая за справедливость и новый быт. Вера Павловна организовывает артели— организации людей, которые совместно живут и наравне работают. Продукт, который изготавливается в артелях, дешевле продукта, изготавливающегося на капиталистических предприятиях. Как итог, по всей стране молодые люди, и мужчины и женщины, начинают организовывать такие артели.

Chto_delat-1867.jpg
Обложка первого издания романа в виде отдельной книги. 1867 год*

Наиболее крупная сеть артелей появляется в Санкт-Петербурге под руководством революционера, социалиста-утописта Николая Ишутина. Молодые дворянские девушки селились вместе в квартире, с утра до обеда работали (в основном шили и ткали), после чего к ним приходили студенты и читали им университетские лекции. Так, девушки не только сообща работали, но и образовывались — очень долго девушкам высшее образование было попросту недоступно, и просвещаться можно было только таким образом. Послушали лекции, пошли спать, а на следующий день все то же самое.

Бесспорно, социализм — идея прекрасная, однако неосуществимая, утопичная. Все деньги членов артелей уходили на новое сырье и еду, ни один из них не получал денег на свои нужды, что со временем вполне закономерно привело к недовольствам и ссорам. Идеализм столкнулся с человеческой природой и артели начали распадаться, просуществовав в среднем полтора-два года. Удивительно, но никто больше не хотел пахать как лошадь ради эфемерного «общего блага».

Artel_of_Artists.jpg
Не стоит думать, что артели были только женские. На фото - Санкт-Петербургская артель художников. 1863-1864 гг.

Двоюродный брат Ишутина Дмитрий Каракозов тоже занимался в одной из артелей, читал девушкам университетские лекции, а затем вместе с Ишутиным собрал группу из своих сверстников и назвал ее «АД». По вечерам они собирались на квартирах и до глубокой ночи обсуждали, как они хотят убить царя! Честно говоря, эти собрания больше походили на обычные кухонные разговоры, однако за этими разговорами Каракозов реально убеждает себя, что он и в правду должен убить Александра II! 4 апреля 1866 года он приходит в Летний сад, где каждый день гуляет царь, и прямо у ворот стреляет в него, однако промахивается. По официальной версии, причиной промаха Каракозова стало то, что его руку оттолкнул проходящий мимо крестьянин Осип Комисаров из Костромской губернии, позже произведенный в дворянское достоинство.

1396371979.jpg (Изображение JPEG, 712 × 1109 пикселов) - Масштабированное (82) - Mozilla Firefox.png
Русский революционер-террорист Д.В. Каракозов

А теперь очень важный момент: когда власть разбирала дело Каракозова, был сделан вывод, что он — поляк, решивший отомстить за жестокое подавление польского восстания. Царь наивно полагал, что произошедшее является банальной местью, и даже думать не думал в том направлении, что Каракозов — лицо общественного недовольства, но не Польши, а России! В итоге, поступок Каракозова был расценен не как сигнал к внутренним проблемам страны. В глазах власти все было просто: поляк кинулся мстить Александру II за Польшу, а обычный костромской мужик — символ родины и отечества — царя-батюшку спас. Великолепная картина: олицетворявший страну крестьянин готов отдать жизнь за императора, не дав подлому поляку убить его и нарушить царивший в стране «великий мир»! Александру была дана прекрасная возможность проанализировать ситуацию правильно и начать действовать, однако он ее упустил.

Итого, Каракозов и Ишутин были арестованы, а ишутинская организация, как и артели, была ликвидирована (это повлекло за собой «зачистку» и ликвидацию многих других кружков и артелей). Каракозова казнили, Ишутина сослали на пожизненную каторгу, многие ишутинцы (особо радикальные) также были посажены в тюрьму. Но что о членах артелей? Ведь толком, в чем они были виноваты? В том, что жили вместе и работали? Они тоже были наказаны, однако не каторгой, а ссылкой к каким-нибудь родственникам в глушь, или просто куда подальше в сельскую местность. Так, прогрессивная молодежь, зараженная революционными взглядами, расползается по стране. Там они по понятным причинам начинают невероятно скучать, ибо даже пообсуждать будущее страны не с кем — кругом одни сельчане да крестьяне.

В раздумьях о том, куда себя деть, это образованное и несогласное студенчество начинает вести пропаганду своих взглядов среди местных, порой даже не осознавая этого. От нечего делать они ходят по гостям, гоняют чаи и само собой ведут с хозяевами домов всяческие разговоры, тем самым заражая провинцию революционными мыслями о прогрессивном будущем страны. Так начался фатальный, необратимый процесс, очередная ошибка императорской власти: революционная пропаганда развертывается там, до куда она никогда и не дошла бы, если б не массово ссылаемые на места «оппозиционеры».

Из этого вскоре вытекает движение народников, о чем мы поговорим в следующем посте!

9
273.370 GOLOS
На Golos с March 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые