Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vood.one
6 лет назад

Канъами Киёцугу и Дзэами Мотокиё — основоположники японского театра Но

И снова здравствуйте!

В разговоре о становлении японского национального театра мы закончили на том, что к XIV-XV вв. в Японии среди бродячих актеров начали выделяться актеры-профессионалы, которые благодаря своему таланту и мастерству постепенно готовили почву для превращения старинных и балаганных театральных представлений в национальный драматический театр Но. Отдельного упоминания в этой связи заслуживают два человека: Канъами Киёцугу и его сын Дзэами Мотокиё, чья активная деятельность на театральном поприще и позволила японскому театру превратиться во что-то оформленное и серьезное.

Начнем с Канъами Киёцугу. Он родился в 1333 году в небогатой самурайской семье и еще в детстве был отдан на воспитание театралам саругаку, что, кстати, указывает на довольно высокое положение актеров в японском обществе того времени, раз самураи (хоть и не знатные) отдавали им на воспитание своих детей. Юноша был довольно умен, прилежно учился, а повзрослев пошел по стопам своих «приемных родителей» и основал собственную актерскую труппу «Юсаки-дза».

Труппа пользовалась большим успехом у широкой публики. Блуждая по югу Японии, они собирали на своих представлениях толпы людей, а в 1374 году прибыли в Киото, чтобы дать большое представление в пользу буддийского храма Дзидзо-дзи. Как я уже говорил, знати на подобных «храмовых» мероприятиях было достаточно много, но труппе Канъами повезло особо: среди зрителей тогда оказался не абы кто, а шестнадцатилетний Асигака Ёсимицу, который в будущем прославится как самый выдающийся сёгун эпохи Муромати. Мальчику настолько запала в душу игра Киёцугу и его сына, одиннадцатилетнего Дзэами Мотокиё, что после представления он распорядился принять всю их труппу в штат его двора. Так, группа блуждающих актеров во главе с двумя профессионалами своего дела оказалась, по сути, первой и лучшей актерской труппой Японии.

У ворот храма Дзидзо-дзи. Начало XX века, фото в цвете

Далеко не все придворные аристократы сёгуна стали довольны столь быстрым возвышением какого-то актера с большой дороги и его сына, однако были вынуждены считаться с мнением правителя: несмотря на все косые взгляды и ухмылки, Канъами Киёцугу и Дзэами Мотокиё чувствовали себя при дворе как сыр в масле. Жизнь двух бродячих актеров кардинально поменялась и надо сказать, что подобная обстановка редко способствует развитию таланта — преодолеть соблазны и комфорт совсем не просто и зачастую даровитые люди попросту вязнут в хорошей жизни. Но только не в этом случае: отец с сыном знали, чего они хотят и шли к этому, не забывая своего предназначения.

Так, Киёцугу, который всю жизнь пылко и верно служил искусству театра, увидел в своем новом положении не заслуженный отдых, а новые возможности для того, чтобы поднять театр саругаку на следующий уровень совершенства. Прежде эти представления ассоциировались у публики с буддийскими храмами, синтоистскими святилищами, праздниками и юмором. Теперь же следовало реформировать саругаку-но но так, чтобы соответствовать культурным запросам военного дворянства, составлявшего отныне основную зрительскую аудиторию его труппы. А значит, нужно делать представления более техничными и серьезными по смыслу.

Еще в молодости Киёцугу обучился совершенно непривычной для саругаку манерой соединять в игре два различных стиля — мономанэ, то есть подражание звукам природы и максимальную простоту в поведении, и югэн, изысканный стиль, ценимый образованными людьми и таящий в себе некие смысловые намеки и недосказанности. В годы его юности подобный подход еще не был широко востребован в силу характера театральных представлений, но теперь Киёцугу серьезно взялся за воплощение принципов красоты и изящества в жизнь.

Кроме того, в Канъами Киёцугу скрывался талант драматурга, также сполна раскрывшийся во время его пребывания при дворе. Он переделал множество пьес, исполнявшихся актерами саругаку по всей стране, в новом духе — и по содержанию, и по форме. Очень долго все они существовали только в устном варианте и каждый актер заучивал их, нередко внося свои изменения, чем искажал произведение. Конечно, были и актеры, менявшие пьесы в лучшую сторону. Однако в большинстве случаев все оказывалось в точности наоборот и изначальный замысел ее попросту испарялся. Киёцугу понял, что так нельзя и впервые записал переработанные им пьесы, положив наконец начало единообразному театральному репертуару.

Киёцугу превратил многие комические представления в серьезные драматические произведения, которые соответствовали духу эпохи и вкусам серьезных самураев, чиновников и высшей знати. И именно с этим переходом театра от чистого развлечения к серьезному репертуару связана следующая веха в его развитии — от главной части названия отсекается слово «саругаку», сохраняется только иероглиф но, что подчеркивало профессионализм исполнителей и духовную широту самого вида искусства. Конечно же, процесс этот шел постепенно, а словом саругаку стали обозначать исключительно местячковые любительские спектакли.

Наконец, Киёцугу не только редактировал уже существовавшие пьесы, но и писал собственные, совмещая этот огромный труд с регулярными выступлениями на сцене. Придворная труппа давала представления не только в столице, но и выезжала на гастроли в другие города, что было необходимо для популяризации новой манеры исполнения и новых пьес — проще говоря, целью было показать другим, как надо. В 1384 году пятидесятилетний Канъами Киёцугу умер, прямо во время гастролей в провинции Суруга.

Но дело его не было забыто, ведь к тому времени вырос и набрался сил сын Киёцугу, Дзэами Мотокиё, который решительно пошел по указанной отцом дороге и повел за собой весь театр. С раннего возраста он был чуть ли не главным любимцем сёгуна, вследствие чего получил прекрасное образование и воспитание, а также возможность в полной мере развить свое актерское мастерство. В 21 год, после смерти отца, Мотокиё встал во главе придворной труппы, а в 1399 году после трехдневного (!!!) спектакля был официально провозглашен «первейшим среди всех актеров» Японии.

Однако успех при дворе имел и оборотную сторону: после смерти Асигаку Есимицу, покровительствовавшего Мотокиё, вельможи нового сёгуна добились опалы для любимца бывшего правителя страны. Дзэами был удален от двора, лишен всех привилегий и титулов, а также получил запрет на выступления в Киото. Отныне ему приходилось радовать своим мастерством исключительно жителей провинции, что ни чуть не повергло непревзойденного Дзэами в печаль. Наоборот, он продолжал совершенствоваться и распространять «свой» театр на местах, способствуя росту популярности Но в разных уголках Японии.

Деревянная статуэтка Дзэами Мотокиё

Вообще, Дзэами стал не менее плодовитым и талантливым драматургом, чем его отец. Более того, судя по отзывам современников, засвидетельствовавших игру обоих, как исполнитель Монотокиё даже превосходил своего отца. Также им было написано более ста пьес, сюжеты которых он черпал из классических японских произведений и сказаний о великих битвах, что особенно нравилось самурайской знати.

Но и на этом вклад Дзэами в театр Но не закончился. Продолжив дело своего отца, он стал первым в истории Японии теоретиком театрального искусства, разработав целую систему воззрений на театр как отдельный и величайший вид искусства. Свои мысли Дзэами изложил в более чем 20-ти трактатах, которые можно с уверенностью назвать учебниками для начинающих актеров той эпохи. Там было все: история становления саругаку, основополагающие идеи мастерства артиста, правила «взаимоотношений» между актером и зрителем, рекомендации по написанию пьес, правила по подбору музыки для спектаклей и так далее и тому подобное. Даже в наше время труды Мотокиё Дзэами широко изучаются как в самой Японии, так и за ее пределами.

Но несмотря на огромный вклад в культуру, конец жизни великого актера был полон потрясений, будто в противоположность безоблачному расцвету его жизни при дворе. Старший сын, возглавлявший прославленную труппу, умер в самом расцвете сил — поговаривают, что от рук придворных политиков. Сам Мотокиё, по мнению власти субъект неблагонадежный, в 72 года был отправлен в ссылку на остров Садо, а спустя 8 лет скончался. До самой кончины он продолжал писать пьесы и давать наставления будущему поколению актеров.

15
504.182 GOLOS
На Golos с March 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые