Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vood.one
6 лет назад

Театр кабуки: с XVII века до наших дней

Итак, к началу 1600-х годов основательница театра кабуки Идзумо-но Окуни, как и ее детище, была на пике популярности — в 1607 году ее даже пригласили выступать перед сёгуном. Но в 1610 году любые упоминания о ней в письменных источниках исчезли, что многие исследователи связывают с решением Окуни уйти со сцены. Вероятно, тогда она покинула столицу сёгуната и вернулась на родину, в город Идзумо. На этом рассказ о непревзойденной танцовщице можно закончить, более детально перейдя к вопросу о самом театре кабуки и его дальнейшей судьбе.

Как оно всегда и бывает, популярность Окуни и ее труппы породила в Японии, в том числе в крупнейших городах Эдо и Киото, множество подражательниц. Девушки, желавшие добиться такой же славы, создавали собственные труппы кабуки и вполне успешно выступали на радость провинциальной и столичной публике. В противовес театру Но кабуки продолжал существовать как чисто женский театр, а само искусство развивалось даже быстрее, чем при Окуни — из-за появления множества различных коллективов, конкурирующих между собой.

Вторым столпом театра кабуки была та массовость, о которой я уже не раз говорил. Зарождающаяся городская и сельская буржуазия набиралась сил, становилась все влиятельнее, вследствие чего предъявляла свои требования в области культуры. В театре они хотели видеть энергию, зрелищность, близость представлений к реальной жизни, когда как существовавший тогда театр Но обращался только к знатным самурайским родам и умнейшим мира сего. Рвущейся к развлечениям энергичной буржуазии он был непонятен: сюжеты о героях брались из древних произведений и были чужды необразованному ростовщичеству, да и декорации, утонченные и сдержанные, казались купцам ужасно скучными и бедными.

Эти люди желали, чтобы театр приблизился к жизни. Актеров должно быть много, красок — еще больше, диалоги — не монотонные, а бурлящие эмоциями и криками, а также обилие убийств, любовных хитросплетений, мести и конечно же юмора! Короче все то, что «любит наш народ» и что позволяет скрасить его серую жизнь. Все это и давал зрителю театр кабуки, актрисы которого вышли из народа и прекрасно знали вкусы и запросы «третьего сословия». И именно поэтому новый театр быстро и прочно завоевал широчайшую популярность, хотя и навлекал на себя недовольство властей.

Актеры кабуки изображают бой самураев

К сожалению, в Японии XVII века жизнь простого народа была ужасно регламентирована, а увлечения и интересы диктовались людям «сверху», дабы не допустить среди массового населения всякого там ненужного вольнодумства и свободомыслия. Кабуки, по мнению сёгуна, развращал население и прививал ему ложные ценности, поэтому подвергался частым нападкам. Кроме того, власти очень не нравилась сама идея женского театра, тем более что представления девушек нередко носили эротический характер. То есть женщина, которая обязана сидеть дома с детьми, заниматься хозяйством и слушаться во всем своего мужа, трясет бедрами перед всякими там купцами! Сёгунат был буквально в ярости от подобного попрания традиционных ценностей, вследствие чего в 1629 году правитель Иэмицу запретил женщинам выступать на сцене! Конечно же, заботясь о нравственности своих подданных...

Сёгун Токугава Иэмицу, правивший Японией с 1623 по 1651 гг.

На самом же деле правительство и местные японские дайме (феодалы, правящие на местах) очень сильно нуждались в деньгах для содержания огромной самурайской армии и своих замков. Затрудняя деятельность чересчур популярных театров, а то и закрывая их, сёгунат желал одного — ограничить расходы горожан на развлечения, а сэкономленные деньги с пользой могли бы пойти в казну. Конечно, была в запретах и идеологическая составляющая, так как все менее популярными в народе становились высокие темы мужества и отваги, воспеваемые в театре Но. Наконец, целый ряд видных государственных деятелей оказался замешанным в громких скандалах вокруг актрис кабуки, вследствие чего самураям на всякий случай вообще запретили посещать эти развратные представления, а сам кабуки душили как можно сильнее.

Но остановить развитие нового, более демократичного и доступного театра запретами не удалось. Да, труппы кабуки стали чисто мужскими, как и в театре Но, но сам дух зрелища сохранился. Правда, полная замена на сцене женщин сократила количество танцевальных номеров, а вместе с тем и популярность представлений в определенных кругах. Но были в этом и плюсы: мужчинам приходилось перевоплощаться в женщин, что повышало количество профессиональных актеров и даже делало театр кабуки законодателем мод! Да, мужчины-актеры так сильно карпели над созданием нарядов, что вскоре столичные модницы стали перенимать диктуемую ими моду.

С течением времени в рамках театра кабуки возникло несколько школ-направлений. Одни предпочитали прежний стиль грубоватой игры, рассчитанный на менее взыскательные вкусы, другие стали уделять больше внимания лирике и чувствам в обход эротики и юмора, из которого театр кабуки и вырос. Со временем для театра стали характерны и долгие актерские династии, исповедующие тот или иной стиль игры. На рубеже XIX-XX вв., вслед за вышедшей на мировую арену Японией, кабуки тоже вырвался за сугубо национальные рамки.

Первые зарубежные гастроли состоялись уже в 1920-х годах, когда труппа Итикавы Садандзи II посетила Советский союз, США и множество европейских стран. Культурные контакты с японцев с европейцами привели к обновлению театра кабуки: в его репертуар были включены пьесы некоторых европейских авторов, в числе которых был и Максим Горький. Кроме того, написанные японскими мастерами пьесы стали носить отпечаток идей западного театрального искусства, а декорации начали рисовать маслом — в европейской манере.

Один из известнейших актеров театра кабуки Итикава Саданзи II

Итого, до сих пор театр кабуки остается самым популярным театральным жанром в Японии, несмотря на весь технический прогресс и появление телевидения. Более того, как в нашей традиции многие актеры кино — выходцы театра, так и в Японии талантливые актеры кабуки нередко приглашаются работать на тв и сниматься в кинофильмах.

2
567.188 GOLOS
На Golos с March 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые