Эволюция японской культуры. От высокого театра Но к народному искусству

Итак, в XIV-XV веках благодаря Канъами Киёцугу, Дзэами Мотокиё и многим другим актерам-профессионалам из любительского театра саругаку начал складываться театр Но. От предшественника его отличал, в первую очередь, характер представлений — они стали затрагивать более серьезные и философские темы, заставляли думать и додумывать, что не было типично для песен-плясок бродячих трупп саругаку. Кроме того, театр Но больше ориентировался на высшие слои общества, чиновников и самурайскую знать, что также стало характеризовать его как чисто аристократическую забаву.

Однако корни театра Но все равно лежали в саругаку, поэтому как бы характер представлений со временем не видоизменялся, первый не смог не сохранить в себе определенные черты предшественника, особенно те, что особо полюбились зрителям. Так, декламация красивых стихов о высоком и разговорные диалоги чередовались в Но песнями и танцами, а сами спектакли, наряду с серьезной основной частью, нередко включали в себя комические сценки и состязания борцов сумо! Эти «комические куплеты» служили роль интермедий между актами спектакля, дабы привлечь еще больше зрителей и создать выгодный фон для серьезного представления, следующего после.

Сюжеты пьес строились с учетом уровня образования и культуры большинства населения того времени, однако по мере развития театра происходила дифференциация репертуара: одни пьесы предназначались для простого народа, а другие, более серьезные и сложные для восприятия — для просвещенной аристократии (они и были наиболее популярны). Также, в театре Но имелись определенные амплуа и характер героев подчеркивался неизменными масками в обязательном сочетании с подходящим париком. Одна маска — одна эмоция, поэтому у убийцы, влюбленной девушки, героя и призрака они будут совершенно разные.

Маски театра Но

Огромную роль в театре Но, как и в чайных церемониях, поэзии и живописи того времени, играли религиозные мотивы — пьесы были буквально насквозь пропитаны популярно тогда философией дзэн-буддизма. Аристократы понимали в этом больше, думали глубже, отождествляя происходящее на сцене с реальной жизнью. Простой народ, не способный на это в силу отсутствия образования, воспринимал спектакли как разновидность буддистской проповеди и именно так познавал великое учение. «Подлинный мастер Но, по его мысли, даже погружается в ходе своей работы в особые круги бытия, становясь все более просветленным, и помогая просветлению зрителей», - утверждал знаменитый японский драматург и теоретик театра Но Компару Дзэнтику, добавляя, что «в основе всякого театрального представления лежит непостижимая природа самого Будды». Во как!

Роль создания национального профессионального театра Но огромна, ведь этот шаг стал одной из важнейших вех в истории японской культуры и японского театра, открыл новые пути развития искусства в стране. После появятся альтернативные театры, а характер представлений будет меняться и даже возвращаться в чем-то к простому народу. На рубеже XVI-XVII вв. наступит новая культурная эпоха — Адзути-Момояма, о чем мы сейчас и поговорим.

Возникновение новых веяний в культурной жизни Японии обычно связывают с именами трех выдающихся государственных деятелей Японии — Оды Нобунаги, Тоетоми Хидэеси и Токугавы Иэясу. С середины XV и до начала XVII Страна Восходящего Солнца погрязла в междоусобных войнах и именно эти трое смогли собрать страну воедино, в результате чего в 1603 году Япония пришла к долгожданному миру. Внутри государства стала царить стабильность, после полутора столетий разрухи воскресала экономика, выстраивался новый аппарат власти, но как же это все связано с культурой?

Токугава Иэясу - человек, завершивший объединение Японии

А вот как. С приходом мира и восстановлением экономики в стране усиливается роль низших классов, а прежде всего купечества и торговцев, которые начали резко обогащаться, но на социальной лестнице все так же оставались ближе к крестьянам, нежели к аристократии. Вместе с ростом роли и влияния росли и аппетиты, вследствие чего низы требовали возможности участвовать в политике государства, равных со знатью прав и привилегий. Сюда же естественным образом входит вопрос культуры: с повышением активности масс они создают свою собственную «культурную нишу», быстро набирающую популярность в мирное время.

Так, высокие идеи дзэн-буддизма в эпоху Адзути-Момояма понемногу отходят на второй план, уступая место светским сюжетам, более близким горожанам и сельским жителям. Именно тогда среди простолюдинов родился чудоковатый танец кабуки, развившийся в целое искусство, а купечество увлеклось искусством рифмованной прозы о героических событиях предков — дзёрури. Жанр дзёрури, к слову, использовался еще древними монахами, а торговая буржуазия лишь переработала его на собственный лад. Так и возникло новое искусство новых людей, быстро завоевавшее популярность и в широких народных массах.

Технику речитатива дзёрури целиком заимствовало у монахов. Для аккомпанемента очень скоро стал использоваться трехструнный сямисен, а вот тексты героических хроник подвергались коренной переработке в духе нового мышления. Купцы, торгаши, простые горожане, крестьяне — все они за 150 лет войны просто устали от кровопролития, людям захотелось жить и создавать что-то лирическое, не касающееся войн, воспевающее жизнь. Так, например, герой эпоса бесстрашный самурай Усикавамару в новых реалиях превратился в безнадежно влюбленного юношу, терзаемого чувствами в любимой девушке.

Изготовление сямисенов

Поначалу исполнители дзёрури ограничивались небольшими текстами, но к концу XVI века этот жанр отлично приспосабливается для музыкального и речитативного сопровождения кукольных представлений, популярных у простого народа. Показательным является и тот факт, что дзёрури всегда оставалось чисто народным искусством и не пользовалось ни признанием, ни поддержкой со стороны аристократов. Мало того, в начале XVIII века, когда дзёрури достигнет пика своей популярности, сёгунат Токугава на государственном уровне объявит этот жанр «развратным искусством» с последующими репрессиями в отношении наиболее выдающихся авторов текстов и исполнителей.

Дзёрури стало символом начала эпохи Адзути-Момояма, когда культура повернулась лицом к простому народу, горожанам и крестьянам, перестав быть уделом исключительно высшей аристократии. Кроме того, дзёруи оказало немалое влияние на зарождение и становление театра кабуки, к рассказу о котором мы приступим уже в следующий раз!


фонеее.png ‎- Фотографии - Paint.png

историяобразованиеpskяпонияно
25%
8
598
490.940 GOLOS
0
В избранное
UnknownHistory
"История должна рассказывать, а не доказывать" - Марк Фабий Квинтилиан
598
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые