Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vood.one
7 лет назад

Сорок семь ронинов, или месть самураев из Ако.

 Шел 1702 год. Зима, весь город Эдо – современный Токио – уже устлан белоснежным одеялом. Утро 15 декабря стояло морозное, солнечное, и ничего не предвещало беды. Но она все же случилась – в этот прекрасный день дом высокопоставленного правительственного чиновника, ответственного за проведение церемоний при дворе сёгуна – высшего военачальника Японии - подвергся нападению. Чиновник был найден обезглавленным.

 Произошедшее хоть и было чем-то из ряда вон выходящим (ведь почти 200 лет Япония жила в мире и покое), но не неожиданным. Почти все в Эдо прекрасно знали, что послужило причиной нападения.

 За два года до этого, 14 марта 1701 года, в замке сёгуна некий тридцатипятилетний Асано Наганагори, глава крупного клана Асано, с мечом в руках накинулся на престарелого Кира Ёсинака – того самого чиновника, которого через два года постигла столь печальная участь. Асано Наганагори нанес чиновнику три удара мечем – первый пришелся по лбу, остальными двумя Кира был ранен в плечо. Ни одно из ранений не стало для чиновника смертельным, однако обнажать меч в покоях сёгуна было строжайше запрещено, не говоря уже о том, что Асано поднял руку на высокопоставленного чиновника. Он сразу же был задержан и отправлен под арест.

асано нападает.jpg

Асано Наганагори нападает на Кира Ёсинака

 Что же послужило причиной нападения? Дело в том, что каждый год сёгун принимал у себя в дворце послов от императора, которые в ответ на поздравление сёгуна с Новым годом делали военному лидеру ответный визит в марте. По традиции, принимать императорских послов должен был выбранный правительством даймё – так называли лидеров больших военных кланов. Обучать даймё тому, как следует правильно проводить торжественные церемонии по случаю прибытия послов от самого императора, был обязан церемониал, коим и являлся тогда Кира Ёсинака. По вспоминаниям современников, Кира был крайне вредным и алчным человеком, который не чурался брать взятки за выполнение своих дожностных обязанностей.

 В 1701 году принимать послов должен был Асано Наганагори. Асано, в свою очередь, был человеком очень вспыльчивым, дерзким, и ко всему прочему страдал от обостренного чувства справедливости. Он начал работать с Кира и тут нашла коса на камень – Асано не желал потакать старику, терпеть его грубость и вымогательство, а Кира, в свою очередь, отказался учить Асано тому, как правильно провести процессию. В итоге, Асано допустил море ошибок в проведении торжественных мероприятий и был опозорен (а позор, как все мы знаем, самое страшное для самурая). Коварный церемониал лишь подливал масла в огонь, постоянно оскорбляя Асано, называя его никудышным и бездарным человеком.

 Как развивались дальнейшие события вы уже знаете. Асано с криками: "Помнишь ли ты про мою ненависть к тебе за давнишнее?!" - ударил ненавистного чиновника мечем, и не раз. В итоге, для горе-мстителя все закончилось крайне печально. Наказанием было выбрано сэппуку – ритуальное вспарывание живота. Владения клана Асано были конфискованы.

сэппуку.jpg

Асано совершает сэппуку

 Сразу после случившегося, в родовом замке клана Асано Ако было собрано экстренное собрание вассалов, оставшихся без господина. Во главе самураев, съехавшихся на совещание, стоял Оиси Кураносукэ – главный управляющий замка Ако. Он объявил всем вассалам печальную новость – господин совершил самоубийство, клан расформирован. Все самураи, служившие Наганагори, превращались в ронинов – вассалов без хозяина.

совещание.png

Совещание вассалов в замке Ако. Кадр из фильма «47 ронинов», 1962 г.

 Но целью съезда было не только оповестить вассалов о произошедшем. Оиси призывал присутствующих к тому, чтобы отомстить Кире Ёсинака за гибель хозяина. Разгорелся спор, многие вассалы предпочли отказаться от данной авантюры и решили скитаться в поисках нового хозяина или другого дела. Среди тех, кто составил "союз мстителей", оказались 46 ронинов. Сорок седьмым стал возглавивший союз Оиси Кураносукэ. Сорок семь преданных вассалов начали готовить план отмщения.

 Кира Ёсинака был не дурак. Он догадывался, что преданные самураи захотят отомстить, и устроил за ними слежку. В связи с этим ронинам пришлось отводить от себя подозрения. Они продолжали поставку необходимого оружия в Эдо, однако по приказу Оиси все члены союза мстителей были расселены по разным местам в Эдо. Никакой связи между собой они не поддерживали, но все поддерживали связь с Оиси, который поселился у своих родственников недалеко от города. Затем, для большего отвода глаз, Оиси развелся с женой, нашел себе наложницу, начал посещать разного вида кабаки и публичные места – всем видом он давал понять шпионам Киры то, что он полностью отчаялся, скатился и никакой опасности не представляет. Примерно тем же занимались и остальные самураи. К примеру, член союза мстителей Хорибэ для виду открыл свою школу фехтования, а Ёгоро Нориясу начал торговать апельсинами. Основной целью вассалов было прознать о режиме жизни Кира, о планировке его дома и т.д. Все ухищрения мстителей сработали – Кира повелся у них на поводу и ослабил охрану.

 Приготовления сорока семи ронинов длились год и девять месяцев. Они достали схему дома Кира и прознали о главной страсти церемониала – старик любил чайные церемонии и 14 декабря организовывал церимонию у себя. Это означало, что ночью Кира будет в своем особняке. Нападение было решено осуществить в ту же ночь.

 Месть за господина была священным долгом любого вассала. В самурайской этике она ставилась превыше всего. Каждый из сорока семи ронинов знал, на что он идет. Каждый из них понимал, что за убийство чиновника такого ранга они будут наказаны смертью, но никто из них не отступил. Они писали пиьма женам и матерям с просьбой понять и простить их.

"Прямо скажу: желаю отомстить за обиду господина, смыть позор с клана. Кроме того, вступив на путь воина и положив жизнь во имя принципа преданности, я прославляю имя, перешедшее ко мне от предков. Вам следует понять это, поняв, согласиться и не печалиться чрезмерно..." - пишет ронин Отака Гэнго родным в своем письме.

отака гэнго.png

Отака Гэнго во время поединка с одним из вассалов Кира. Гравюра Итиюсая Куниёси

 Итак, время нападения на особняк Кира было назначено. Оставалсь проблема – в мирное время в Эдо действовал запрет на передвижение самураев в полном вооружении по городу. Как же быть? Ронины нашли выход – они достали одежду и обмундирование пожарных с характерным "горным узором". Дело в том, что только пожарным было разрешено передвигаться в полном обмундировании. Они всегда должны были быть готовы предотвратить пожар, ведь города в то время состояли по большей степени из дерева. Мстители во главе с Оиси воспользовались этим и облачились в форму спасателей.

 По сигналу, штурм особняка был начат одновременно с двух сторон. Время было раннее, 4 часа утра, почти весь дом еще спал.

оиси барабанит.png

Оиси Кураносукэ бьет в барабан, подавая сигнал к наступлению. Гравюра Итиюсая Куниёси.

47 ронинов атакуют особняк Кира.jpg

47 ронинов атакуют особняк Кира

 Сопротивление охраны было быстро подавлено, 16 человек было убито, еще 20 ранено. Забегая вперед, в стане мстителей потерь не было – только раненые. Так вот, охрана была перебита, и вассалы начали искать по дому виновника торжества – где-то от них прятался Кира Ёсинака. Спустя некоторое время, он был обнаружен Ядзамой Мотооки в кладовке с углем. Мотооки засвистел в свисток, остальные 46 самураев сбежались на зов.

мотооки.png

Ядзама Мотооки свистом созывает воинов, рассыпавшихся по всему особняку. Гравюра Итиюсая Куниёси.

 Оиси предложил Кире Ёсинака, как самураю, сделать харакири. Кира, то ли из-за своего малодушия, то ли из-за надежды на выживание, отказался. После этого последовало возмездие – Оиси собственноручно отрубил чиновнику голову. Затем, весь отряд отомщенных ронинов стремительно направился к буддийскому храму Сэнгакудзи. Важно заметить, что ронины сами сдались властям – по пути Оиси отрядил двух самураев, чтобы они сами доложили о случившемся главному полицейскому столицы. Остальные продолжали движение к храму. Дойдя до него, ронины совершили молитву у могилы их господина, водрузив перед ней отрубленную голову Киры Ёсинака. Сразу после ритуала они оповестили настоятеля храма о своем желании совершить сэппуку в Сэнгакудзи, вблизи могилы Асано, и быть похороненными там же. Настоятель известил об этом вышестоящее начальство. Ронины были взяты под стражу. Их дело стало предметом очень долгого разбирательства.

?онины на могиле господина.jpg

Ронины у могилы господина.

 Сложность ситуации состояла в том, что огромная часть населения столицы Японии Эдо, как и многие чиновники, были целиком на стороне "союза мстителей". В чиновничьих кругах, ровно как и в обществе в целом, сопереживали Асано – все знали, каким отвратительным человеком был Кира. Что касается 47 ронинов, то их преданность и чувство долга вызывало у людей только уважение и почтение. Согласно самурайской этике, ронины были обязаны отомстить за смерть своего господина, и они сделали это.

 В итоге, 4 февраля 1703 года правительство вынесло решение: всем ронинам во главе с Оиси Кураносукэ предписывалось совершить сэппуку. Решение принято компромиссное – обычно за вооруженный мятеж по предварительному сговору рубили головы. Однако сегунат прислушался к общественному мнению и в качестве меры наказания вынес сэппуку - более почетное наказание, которое обычно приминялось только по отношению к владетельным феодалам, например к тому же Асано. На следующий день, 5 февраля, ритуальное самоубийство было совершено.

 Важно заметить: сэппуку совершили только 46 ронинов. Последний из мстителей – Тэрадзака Китиэмон – сразу после штурма особняка исчез и так и не был найден. Бытует мнение, что он был специально отпущен Оиси. Лидер ронинов хотел, чтобы остался хоть один свидетель их деяний. Тэрадзака не подвел командира – скрывшись, она написал два объемных произведения, повествующих о событиях той ночи.

 Последняя просьба отважных вассалов была выполнена: 46 ронинов были похоронены на кладбище монастыря Сэнгакудзи, рядом с могилой их господина. Что касается выжившего Тэрадзака Китиэмона, то он дожил до глубокой старости и был похоронен рядом с боевыми товарищами.

Могилы сорока семи ронинов

могилы.jpg


"Жизнь господина весомее тысячи гор.
Моя же — ничтожна даже в сравнении с волосом."

-предсмертный стих лидера 47 ронинов Оиси Кураносукэ.


Если кого-то вдруг заинтересовала история 47 ронинов, могу посоветовать книгу "Самураи Восточной столицы, или Сорок семь преданных вассалов.В гравюрах Итиюсая Куниёси и биографиях Иппицуана " в переводе Михаила Успенского. В ней, помимо самой истории о мстителях из Ако, содержатся жизнеописания и посмертные стихи каждого из сорока семи вассалов, а также гравюры с их изображениями!

2
11.016 GOLOS
На Golos с March 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые