Японская чайная церемония: традиции и обычаи, проходящие сквозь века
Японцы — народ, который невероятно сильно чтит свои традиции. Они передают их из поколения в поколение, со всем вниманием и трепетом относясь к каждой мелочи того или иного ритуала, и чайная церемония является прекрасным тому примером: даже в современной Японии по возможности она проводится по всем правилам и канонам, установленным еще в XVI веке Сэном-но Рикю.
А происходила чайная церемония следующим образом. Как мы помним, вокруг чайного домика располагался сад — тянива. Войдя в сад через калитку, в первую очередь гости должны были подняться по каменным ступенькам к также выложенному камнем бассейну, где каждый из них зачерпывал бамбуковым черпаком воду дабы помыть руки и прополоскать рот. Так, по мнению Рикю, гости могли «смыть пыль, пятнающую их сердца» перед чайной церемонией — ничего не должно было терзать человека в момент ритуала.
Усиливая религиозный смысл этой процедуры, Рикю наказал делать бассейны низкими, чтобы каждый человек, независимо от своего статуса и должности, был вынужден склониться при омовении до самой земли. Во время церемонии все гости были равны — социальные преграды и мирская суета оставалась за пределами сада тянива.
Чайный домик тясицу представлял собой довольно скромненькую глинобитную хижину. Стены, конечно же, не окрашены, а окна застилает тонкая рисовая бумага — достаточно прозрачная, чтобы в дом попадал свет, однако увидеть сквозь нее ничего не получится: никакие посторонние предметы не должны отвлекать от чайной церемонии. Также, во времена самого Рикю у чайных домиков были соломенные крыши, но в наши дни преобладают крыши из черепицы.
Сразу после омовения гости по вымощенной камнем дорожке родзи идут напрямик в домик, в который не входят, а проползают, так как дверь в высоту не достигала и метра (опять же, это по канонам, сейчас подобные тонкости учитываются не везде). Надо сказать, что так было не всегда: в далекой древности существовал вход и для «высоких господ», однако Сэн-но Рикю положил этому конец. Идея тут была та же, что и в случае с бассейном — «и стар и млад» должен был проползать в домик на четвереньках, что лишний раз подчеркивало равенство всех гостей. Ну и конечно, перед входом все снимали обувь.
Войдя, каждый гость первым делом преклоняет колени перед токономой — нишей в стене, в которой традиционно висит свиток с буддийскими текстами. Сразу под свитком красуется нежный цветок или ветка дерева. Каждый из участников церемонии должен проявить уважение к хозяину дома и высказать свое восхищение цветком и изящной каллиграфией. К слову, токонома является неотъемлемой частью не только чайного домика, но и традиционного японского жилища в принципе.
Продолжая тему традиционных элементов японского дома, пол чайного домика устлан татами — этакими матами из рисовой соломы. В чайном домике помещалось примерно 4-5 татами. При учете, что размер одного — полтора-два квадратных метра, можно понять, что «храмы чайных церемоний» были совсем компактными: по мнению Рикю это создает уютную обстановку, в которой гости быстрее сближаются.
Это всё хорошо, но что там с чаем?! А вот что: пока гости располагаются на татами, чайник уже закипает, попутно издавая звук, сравнимый только с шумом ветра в верхушках деревьев. Ожидание скрасит пляшущий в очаге огонь — хозяин должен позаботиться о том, чтобы к приходу гостей тот разгорался во всю, отапливая домик и сердца гостей.
Долгожданная церемония начинается с того, что хозяин предлагает гостям легкую закуску и сладкое угощение. Именно легкую, так как цель не наесться, а подавить чувство голода. Затем из маленького чуланчика достаются и раскладываются перед гостями чайные принадлежности. В набор входят: керамические чаши для чая, лакированная шкатулка с зеленым чаем, керамический кувшин с холодной водой, сосуд для использованной воды (!!!), бамбуковая ложка, деревянный ковшик и метелочка из бамбука для размешивания чая! Чаши — тяван — исполняются в разных стилях, наиболее популярным из которых является стиль Раку, отличающийся простотой и отсутствием излишних украшений.
Естественно, вся посуда кристально чистая, но не смотря на это хозяин еще раз на глазах у гостей протирает чайные принадлежности шелковой салфеткой. Чаши и ложки протираются особенно тщательно и только после этого хозяин зачерпывает горячую воду из чайника и наливает в чашу. Нет, не для чаепития — в этой чаше с горячей водой ополаскивается метелочка, а использованная вода сливается в специальный для того сосуд. Использованная чаша протирается еще раз... Как вы уже успели заметить, демонстрация всего этого великолепия и сам процесс также являются неким ритуалом, отдельным видом искусства.
На этом все предварительные операции заканчиваются и хозяин наконец засыпает в чашу зеленый чай из шкатулки и заливает его горячей водой. Метелочкой он размешивает и словно взбивает чай, пока тот по консистенции не становится похожим на густой суп. В зависимости от количества гостей или стиля чайной церемонии, гость либо отхлебывает три с половиной глотка, после чего протирает ободок чаши и передает ее следующему, либо каждый гость получает отдельную чашу с чаем.
Остановимся на первом варианте. Передавший чашу гость, распробовав, должен обязательно ответить на вопрос: нашел ли он чай удовлетворительным? Когда же с питьем покончено, гость, отпивший чай первым, должен попросить у хозяина достать лаковую шкатулку и бамбуковую ложку. Пока хозяин убирает со стола, гости разглядывают и восхищаются этими искусно сделанными предметами, обсуждая между собой их достоинства. Кстати, в наше время лучшие коробочки покрывают десятками слоев лака и стоят они невероятно дорого. А вот ложку из бамбука каждый уважающий себя хозяин во все времена вырезал сам — начало искусству вырезать такие ложки положил сам Сэн-но Рикю.
Когда хозяин заканчивает с мытьем посуды, он садится напротив гостей в готовности ответить на любые их вопросы о принадлежностях церемонии. Затем, после разговора и всех любезностей, он относит весь набор обратно к дверцам чуланчика и кланяется каждому из гостей, а они в ответ ему. В заключение он провожает в их в сад и на этом чайная церемония считается законченной.
Конечно же, все описанное мною выше — это лишь краткое изложение сложнейшего ритуала, и существует множество разновидностей чайной церемонии. Так, чайная церемония с передачей одной чаши от гостя гостю является одной из популярнейших, но не следует забывать и о чаепитии, когда у каждого гостя чаша своя. Иногда подобный вид церемонии проводится отдельно, а порой — сразу после употребления чая из общей чаши. Так или иначе, в таком случае гости сидят «каждый при своем», размеренно пьют чай и обсуждают все что им вздумается: спокойная беседа за чашкой чая призвана освободить разум каждого из гостей от тяжелых мыслей.
Кроме того, существуют разновидности чайной церемонии по времени их проведения. Из них выделяют шесть традиционных:
- Ночная церемония. Гости собираются за несколько часов до полуночи и при луне пьют чай. Завершается церемония в данном случае не позднее четырех часов утра, а особенностью ее является особая крепость и густота чая.
- Церемония на восходе солнца. Начинается в 3-4 часа утра и заканчивается в шесть.
- Утренняя церемония. Обычно проводится летом, когда утро — единственное прохладное время суток. Начинается около шести утра.
- Послеобеденная церемония. Начинается около часа дня, из еды подаются только пирожные.
- Последняя — вечерняя. Начинается около шести часов вечера.
Но есть еще один вид — специальная чайная церемония. Проводится она по особым случаям и это не только всякого рода праздники: в прошлом специальная чайная церемония проводилась перед важным сражением или же при подготовке к ритуальному самоубийству. В данных случаях мастер церемонии подбирался со всей ответственностью, ибо ему предстояло укрепить боевой дух своих «гостей» перед важным событием.
Ну и в завершение хотелось бы сказать, что в до ужаса заселенной Японии далеко не у каждого есть возможность построить себе чайный домик и окружить его двором, хотя бы скромным. По очевидным причинам соблюдать все нормы и каноны традиционной чайной церемонии XVI века японцам становится все труднее, однако это их ни чуть не останавливает: особые почитатели традиций выделяют под чайные церемонии отдельные комнаты в квартире, а если квартира маленькая, то ограничиваются столиком.
Предыдущие посты по истории Японии:
- История становления чайной церемонии в Японии
- Социальный кризис в Японии XIX века. "Голод Тэмпо" как катализатор крушения сёгуната
- История о том, как рыжеволосые варвары окно в Японию прорубали. Часть 2: давление Америки и окончательный крах изоляции Японии
- История о том, как Россия, Британия и Америка окно в Японию прорубали. Часть 1: первый удар и "Ясное предназначение"
- «Ад не может находиться в ином месте: он здесь». Корейский поход Тоётоми Хидэёси
- Ниндзя и ниндзюцу | История возникновения ниндзя и ниндзюцу в Японии
- Япония в эпоху Нового времени | Городское и сельское самоуправление и изгои в японском обществе.
- Как изменялся доспех самурая. Часть 3: кирасы до-мару и харамаки (XII – XVI вв.)
- Ниндзя и ниндзюцу | Растиражированные мифы о «воинах тени» и источники их возникновения.
- История Японии | Крестьянская мудрость, или “Путь крестьянина”.
- История Японии | Понятным языком о том, что такое синтоизм.
- Легендарный принц Сётоку - великий реформатор, приведший Японию к свету.
- История Японии | Положение женщины в японском обществе XVII – XIX вв.
- История Японии | Купеческие законы чести, или "Путь горожанина"
- Хронология: становление сёгуната Токугава. Как великий военачальник Токугава Иэясу завершил централизацию Японии.
- Как изменялся доспех самурая. Часть 2: кираса о-ёрои (X-XII вв.)
- Как изменялся доспех самурая. Часть 1: снаряжение V - X веков.
- Немного о жизни и быте населения Японии XVII века. Кто мог носить фамилию? Кому было запрещено пить чай? Об этом и многом другом в посте!
- Конец эпохи Токугава и последний боевой клич самураев
- Сорок семь ронинов, или месть самураев из Ако
- Какой он, Путь воина? Самурай на распутье