Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-siberiada
6 лет назад

Сибирь в строках поэтов серебряного века

Серебряный век в российской литературе начался в конце 19-го века. Он объединил несколько известных течений — символизм, акмеизм, футуризм. Имена представителей этих и других направлений хорошо известны всем, кто хоть немного интересуется литературой. Интересно, что несмотря на разные темы, которые поднимали поэты этой эпохи, у многих встречается упоминание Сибири. По разным причинам. Кого-то дальний край страны затрагивал после того, как туда ссылали родных, кто-то любовался природными красотами. Вот лишь несколько авторов серебряного века, которые писали в своих стихах о холодном сибирском крае.

Марина Цветаева

Цветаеву не относят ни к какому из течений и направлений серебряного века, она в этом смысле немного в стороне. Но при этом, ее стихи, конечно, знают и любят многие. Среди поэм Цветаевой есть одна под названием «Сибирь». Она задумывалась как начало к прологу поэмы «О царской семье», но та не сохранилась и «Сибирь» осталась самостоятельным произведением. Рукопись целой поэмы была оставлена в Париже, в доме друзей поэтессы, но  в доме затопило подвал, где она хранилась и произведение было утрачено.
Задумка поэмы была в повествовании о конце эпохи Романовых и, вообще, конце царской России. Цветаева задумывала эту поэму исторической и подошла к вопросу серьезно, она изучила большое количество материалов, что можно понять даже по «Сибири». Она искала не только документы, но и очевидцев, тех, кто был участником исторических событий, связанных с этим периодом.
Та, часть, которая сохранилась, рассказывает о временщиках-правителях Сибири, которые сначала получали власть, а потом теряли ее.

Борис Пастернак

Интересно, что иногда писатели были под впечатлением от Сибири «издалека». Например, Борис Пастернак, как говорится, «не знал Сибири». А про этот край писал. Самое далекое место, куда ему удалось добраться — это Урал. Там он пытался осмыслить свою близость к интересующей его местности. Пастернак писал:

Смотрел отсюда я за круг Сибири,
Но друг и сам был городом, как Омск
И Томск, - был кругом войн и перемирий
И кругом свойств, занятий и знакомств.
Еще изредка у него появляется тема бегства в Сибирь.

Позднее образы Сибири у него появляются и в романе «Доктор Живаго». Здесь уже отчетливее видна тема Сибири как места, куда можно сбежать, чтобы спрятаться. Кроме того, именно эти места дали богатства отцу героя, что намекает на богатство самого края.  А еще Пастернака волнует связь с мифами и язычеством, которая кажется в сибирской тайге ему более сильной и ощутимой.

Константин Бальмонт

Этот поэт несколько раз был в Сибири, но активно писать о холодных сибирских городах начал позднее, став эмигрантом. В эмиграции его ностальгические произведения очень часто отсылают к поездкам вглубь России. Именно в эмиграции он издает книгу о Сибири под названием «Голубая подкова». В названии самый главный образ писателя, связанный с этим краем. Он в книге появляется уже в эпиграфе и звучит как «голубая подкова небосклона».
Поэт восхищается природой сибирского края, вспоминая равнины и «щетину леса». Природные богатства России и Сибири становятся тем, что вдохновляет Бальмонта. Он пишет пейзажи как художник в своих произведениях.

О, пышные ели,
О, стройные сосны,
Ветрам вы свирели,
Вы все светоносны.
О, кедры, вы мудры,
И песня вам спета,
И вы златокудры,
Играния света...

----------
@natator

20
689.281 GOLOS
На Golos с October 2017
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые