Когда-то здесь жили титаны. Масштабность архитектуры сталинской эпохи
Каждый раз, когда я приезжаю в Москву или Петербург я с удивлением взираю на огромные здания, мощными гигантскими колоннами и высокими арками упирающиеся прямо в небо. Раньше эти постройки мне вообще казались чем-то неземным, потому что такая титаническая архитектура, справедливо полагал я, никак не могла быть выстроена обычными людьми.
Оказывается, могла. Когда мне было двадцать с чем-то лет, я узнал, что те самые гигантские здания, которые были выстроены в огромном количестве по всей стране, представляют собой ни что иное, как архитектуру сталинской эпохи. Всевозможные красивые здания в те годы страстно привлекала моё внимание, я часто рисовал городские пейзажи и поневоле выучил все основные правила и принципы различных архитектурных стилей.
Моя родная тётка, которая давно живёт в Питере и кто неплохо разбирается в местных достопримечательностях, как-то сказала мне:
– Вот посмотри на Невский проспект. Что ты там видишь?
– Здания красивые, говорю, дворцы, дома знатных господ, которые в прежние время жили.
– Верно, – говорит она – но ты обрати внимание на то, что при всём великолепии Строгановского дворца или дома Белосельских-Белозерских, там нет той помпезности и титанических элементов, какие присутствуют, например, в зданиях, выстроенных на окраине Петербурга.
– А что там за задания? – говорю.
– А ты как-нибудь погуляй в тех местах. Всё равно ведь часто по городу пешком ходишь. Вот и рассмотри там наши "сталинки" – хитро улыбнулась она.
- Если в вашем городе есть похожие здания, знайте, они принадлежат знаменитой сталинской эпохе
Как потом оказалось, Петербург исторический – это он только в центре такой. Если отъехать в сторону, например на Ленинский или Московский проспект, то здания там совсем другие. Скажу ещё раз, я люблю гулять пешком по Петербургу. Могу ходить по нему целый день, наматывая десятки километров за раз, но когда однажды я добрался до окраин, удивлению моему не было предела. Только представьте: вы идёте вдоль улицы, и вам кажется, что вы прошли уже километр, а обернётесь или посмотрите наверх и тут оказывается, что всё это время вы шли вдоль одного единственного здания. В этом огромном доме присутствуют целых две или три гигантские арки, а титанические колонны упираются почти в самое небо. Каждый этаж здания, как во дворце или даже выше. Страшно представить себе, какой высоты потолки в тех квартирах.
- Большинство зданий выстроены из кирпича, но штукатурились, или облицовывались мощной плиткой, чаще всего лишь отдельные их участки, как правило, первые два-три этажа.
Позже я стал чаше отыскивать в разных городах подобные "остатки прошедших цивилизаций". Полно таких зданий есть как в Москве, так и городах поменьше. Даже в моём родном Брянске нашлись такие. Как-то раз знакомые пригласили меня в гости. Я вошёл в с виду неприметный просторный дом и обомлел. Что тут скажешь! Потолки действительно высокие. Окна настолько огромные, что поменять, например их во всей квартире на пластиковые стеклопакеты является весьма накладно по деньгам. Коридор размером с наш "хрущёвский" зал, а каждая комната квартиры по площади равна всей нашей маленькой "трёшке". Друзья мне даже тогда рассказали, что в соседней квартире живут странные люди, которые сделали себе как бы надстройку, типа второго этажа. А почему бы, думаю, её не сделать, если высота потолка в доме почти 4 метра.
- Очень часто в элементах зданий той эпохи присутствует советская символика
Интересная была эпоха, когда строились те здания. Говорят, что политика государства в те годы была такая, что необходимо было возвеличивать всё, создаваемое руками человека. Может, и так. Но, оглядываясь назад, невольно жалеешь о том, что время той замечательной архитектуры прошли. Можно сколько угодно спорить и рассуждать о том, правы ли были те, кто долго и упорно пытался строить в СССР коммунистическое общество, но, как натура исключительно творческая, мне однозначно жаль, что сейчас таких красивых и масштабных сооружений почти не строят.
- Если внимательно рассмотреть, то в архитектуре той эпохи хорошо видны элементы классицизма, итальянского ренессанса и даже готики.
Небольшая справка: Сталинская архитектура (сталинский ампир, сталинский неоренессанс), также называемая сталинской готикой или социалистическим классицизмом, – это термин, которым обозначают архитектуру Советского Союза под руководством Иосифа Сталина между 1933 годом – когда был официально утвержден проект Бориса Иофана для Дворца Советов – и 1955 годом, когда Никита Хрущев осудил «перегибы» последних десятилетий и распустил Всесоюзную академию архитектуры. Сталинская архитектура связана со школой социалистического реализма в искусстве и архитектуре.
Источники изображений 1 2 3 4 5