Куда уходишь, детство?
Сегодня в День защиты детей хотелось бы поговорить о детях вообще, затронуть историю детей, различные традиции в воспитании и отношении к детям в разное время у разных народов.
В первобытном обществе ребенок сначала попадал в общую группу сверстников и стариков, умудренных опытом. Здесь он рос и приобретал необходимые навыки для нелегкой первобытной жизни. Взросление заканчивалось различным ритуалами «посвящения» — инициации, только после этого ребенок становился настоящим членом общины. Именно «взрослость» была священной, к ней стремились, а детство, как отдельная ценность не рассматривалась.
Женщина племени Сиу с ребенком. Источник
При всем внимании к вопросам воспитания в Древней Греции и Риме, сохранялся примерно такой же подход. Ребенок здесь — это прежде всего будущий гражданин, воин, политик, как например в Афинах, и просто воин, как например в Спарте. Испытания на прочность здесь также носили довольно жесткий характер. Как известно в Спарте экзамены, перед тем как принять подростка в круг взрослых мужчин, были суровые.
«Мальчиков секли розгами перед алтарем богини Артемиды. Выдержавшими испытания считались подростки, которые во время порки не произнесли ни звука. В самом конце обучения юношу ждали серьезные испытания; он отправлялся странствовать по стране один, практически без одежды. Целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был на чеку, чтобы никто не мог его выследить и застать врасплох. Выдержавших это испытание допускали к совместной трапезе взрослых мужчин». Источник http://nansysan.narod.ru/index3003.html
Воспитание девочек в Афинах было направлено на формирование навыков ведения «экономики»-домашнего хозяйства. В Спарте же уделялось больше внимания физическому развитию.
Спартанские юноши и девушки. Источник.
С процессом инициации можно связать традицию «посажения на коня» в древнерусских княжеских и боярских семьях. Сыновей 1-3 лет садили на отцовского коня, веря в примету: «Как поведет себя, таков и будет воин».С периодом средних веков связано увеличение внимания к понятиям «ребенок», «детство». Это можно объяснить установлением и господством христианской традиции, в которой одним из главных образов является образ богоматери с младенцем Иисусом.
Кроме того, в историю средних веков вошли и довольно масштабные, но трагичные события, связанные с историей так называемых Детских крестовых походов.
Интересной также является история детских вещей, предметов обихода, моды…Вот например древнерусская колыбелька для младенцев:
источник: http://www.booksite.ru/enciklopedia/interier/2.htm
А вот первая детская коляска:
Более подробно об истории коляски читать здесь http://www.gazeta.lv/story/9150.html
Собственно отдельно до конца XIX века детской моды практически не было. Наряды для малышей и подростков были уменьшенными копиями взрослых одеяний.
Детская мода нач. XX в.
Подробно и очень обстоятельно по истории детской моды можно посмотреть здесь: http://marinni.livejournal.com/371797.html
И здесь: http://www.bambini-irk.ru/forbuyersinfo/modniiobzor/nemnogoistorii/vsestati/istoriydetskoimodi/
С периода нового времени и по сей день момент взросления связывается, прежде всего, с началом школьного обучения. И здесь существуют совершенно своеобразные подходы. Так например, детство английского ребенка очень короткое, так как уже в 4-летнем возрасте у него начинается школьная пора. Школьное образование в Англии включает в себя два модуля: начальное – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей (Nursery School), а с 7 до 11 лет – в младшей школе) и среднее - для детей от 11 до 16 лет. Большое внимание в учебных заведениях уделяется благотворительности. С малых лет детей учат помогать тем, кто нуждается в этом. Для сбора средств на благотворительные цели в учебном заведении организуют, например, «день без школьной формы», когда каждый ребенок имеет право прийти, в чем захочет, и приносит с собой небольшой взнос — 1 фунт стерлингов (порядка 50 руб). Собранные деньги школа передает, например, на детский хоспис или в фонд бездомных. (http://www.2mm.ru/vospitanie/380)
Английские школьники. Источник.
В Японии существует, так называемый, период «вседозволенности», который продолжается до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет — «как с рабом», а после 15 — «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток — это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. Основой же воспитания здесь является, культивируемый с младых ногтей, коллективизм и групповое мышление.
Японские школьники. Источник.
В США например нет государственной системы яслей и детских садов,
государство считает себя ответственным за образование детей, начиная со школьного возраста, точнее — с подготовительного класса школы, который начинается когда ребенку исполняется 5 лет. В американских школах считается важным развивать детскую фантазию и воображение. Для этого малыши могут «сочинить» книжку в картинках, а затем рассказать ее сюжет товарищам и воспитателю. Кроме того,
под наблюдением воспитателя дети ухаживают за растениями, регулярно поливают их,
взрыхляют почву и делятся с классом своими достижениями. Малыши также могут наблюдать за личинками бабочек и кузнечиков, собирать коллекцию красивых камушков. В школах регулярно устраиваются костюмированные представления, утренники и сценки, на которые в качестве зрителей всегда приглашаются мамы и папы.Российская школа всем нам хорошо известна… Она прошла в своем развитии долгий и довольно сложный путь от советского коллективизма и идеологизма
к современным совсем неоднозначным реформам и поискам новых путей для развития.
Но как бы то ни было, школа продолжает оставаться основным инструментом воспитания и социализации наших детей, которые должны являться главными действующими лицами этого процесса. А детство со школой не должно заканчиваться, оно должно продолжаться на новом, занимательном, наполненном творчеством и открытиями уровне.