История России. Путешествуя по Южному Уралу. Город Троицк. Часть 30


А когда он покидал лавку, то приказчик обязательно вручал ему бесплатный презент. Оторвет на платок или косынку ситцу поярче, да поцветастей, «на вот апайке твоей от меня подарок».

А в карман сыпнет пару горстей леденцов, мол, гостинец пацанам. На прощание за порог проводит и скажет: «Аида, всегда заглядывай, рады будем». Вот и становится такой покупатель из случайного постоянным. Становится живой рекламой этой лавки не только в своем, но и в соседнем аулах.

Одной из замечательных черт, свойственных первостатейным потомственным купцам, было безукоризненное соблюдение чести делового человека и купеческого имени. Можно привести бесчисленное количество примеров, когда ни расписки, ни акты, ни письменные договора, а обычное честное слово, данное купцом кому-то, было куда крепче любого соглашения писаного на гербовой бумаге и скрепленного подписями и печатями.

Не сдержи купец слово, не выполни ранее обговоренное условие - это значило самому себе подписать суровый приговор. Это значило навлечь на себя позор и презрение всего коммерческого люда, навсегда закрыть себе путь в купечество. Это было значительно хуже, чем прогореть, потерпеть финансовый крах и даже хуже, чем попасть на отсидку в долговую яму.

Купец, посрамивший честь, становился изгоем общества. Вот почему в купеческой среде бытовало непреложное правило; точнее неписанный нравственный закон: «Прибыль превыше всего, честь – выше прибыли». И расхожая поговорка: «Договор – дороже денег».

Нельзя умолчать еще об одной положительной стороне истинного российского купечества – это меценатство и благотворительность. Не случайно, поэтому наш современник, большой знаток исторического прошлого России, доктор экономических наук, вице-президент Союза предпринимателей и арендаторов России П. Т. Драчев, характеризуя русское предпринимательство, указывает на один из основных законов бизнеса, суть которого заключалась в том, что «достичь личного благосостояния может только тот, кто умножил благосостояние других».

Прочитав эти обобщающие выводы о российском купечестве, читатель вправе задать вопрос - не идеализирует ли автор купеческое сословие, как самое непогрешимое, не приукрашивает ли историческую действительность?

Отвечаю. Нет, не идеализирую купцов, не приукрашиваю и не фальсифицирую исторические факты. Все дело в том, что когда речь заходит о чести, достоинстве, благородстве купечества, то, прежде всего, имеются ввиду не первооснователи купеческого рода, те и грешили по-крупному и грехи замаливали по большому счету, жертвуя большой капитал на строительство церквей, часовен, богаделен, сиротских приютов.

Не о них речь, а о их потомках - высокообразованных, прогрессивно настроенных, душой радеющих за процветание родного города и российского отечества.

Ничего общего не может иметь с настоящим российским купечеством и слой торгашеской пены, клан скороспелых купцов, презрительно именуемых в народе «аршинным сословием».


Пост написан мною, в твердой памяти, но без свидетелей!
Всем всегда рад, подписывайтесь на мой блог @zeayes-golos
Приходите, обсудим, пообщаемся, да и чайку попьем!

историяисторияроссиятроицквеликийшелковыйпуть
50
0.884 GOLOS
0
В избранное
zeayes-golos
На Golos с 2018 M02
50
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые