История России. Путешествуя по Южному Уралу. Город Троицк. Часть 69.


К примеру, упоминаемая у Семенова-Тян-Шанского «Городская соединенная Пупышевская больница-богадельня» была не только построена на пожертвование купца, почетного и потомственного гражданина Троицка Пупышева, но и все годы содержалась на его деньги, точнее на проценты от огромного вклада, завещанного им городу.

Вряд ли кто из горожан или жителей нашего района не знает здание по улице им. Володарского, в котором многие годы располагается поликлиническое отделение больницы (поликлиника). По рассказам старожилов, строил это здание купец Осипов якобы под гостиницу. Расчет у него был такой. Стоит здание бок о бок с мужской гимназией, значит в зимнюю пору номера гостиницы не должны пустовать, так как гимназисты были иногородние и их состоятельные родители частенько навещали своих чад. Вот и будут они снимать номера зимой, а в летнюю ярмарочную пору и подавно наплыв гостей торговых гарантирован.

Но случилось так, что времена пошли смутные. Поначалу война германская, а тут и гражданская не за горами. Вот и пришлось, как бы мы сейчас сказали,— перепрофилировать гостиницу в богадельню, проявляя тем самым патриотический поступок на благо родному городу.

В отличие от частных богатых благотворителей некоторые из богоугодных заведений существовали за счет общественного призрения. В частности, много в этом отношении делалось Казанским женским монастырем. Его настоятельница Игуменья Феофания, монашки и послушницы брали под свой покров и догляд нищих, больных, калечных, осуществляли призор за детьми-сиротами, старались наставлять на путь истинный падших, заблудших.

На берегу реки Увельки, несколько поодаль от Амурской церкви, носящей имя Александра Невского, на деньги городской управы по решению шестигласной думы было построено каменное трехэтажное здание ночлежного приюта.

Ночлежка, как ее обычно называли в народе, конечно, не шла ни в какое сравнение с заезжими дворами, где останавливались на постой крестьяне, не говоря уже о первоклассной гостинице Башкирова или респектабельных меблированных номерах Батыревой.

Не было здесь ни портье в белых перчатках, ни благообразных швейцаров в униформе с золотистыми галунами, не было и учтиво-чопорных служанок. Ночлежка, она и есть ночлежка, где с постояльцами, нашедшими временное пристанище особо не церемонились, как говорится, их «не холили, но и не неволили». Отводили каждому место в закутке, ночуй себе с темна до рассвета.

Обитатели этого временного прибежища знали о своем «статусе», о том, что они «не великое барье», потому то и не предъявляли никаких претензий. Наоборот, благодарили бога и обслугу за крышу над головой, за бесплатный чай (кипяток), что бурлил в многоведерных медных самоварах. В общем, пей не хочу. Вот и пили, чаевничали до истомы, до разомления, пили кипяток с тем, у кого что было: с леденцом, сахаром вприкуску, а то и так вприглядку.

Постояльцами богадельни были в основном странствующие нищие, богомольцы, спившиеся «золоторотцы» из старательских артелей, бродяжки, не помнящие родства, выходцы из каталажки и прочий неустойчивый народец. Ночлежники держали себя, как правило, в основном прилично, тихо.

Ну а тем, кто вздумал побудоражить, власть в лице околоточного, курирующего предместье Амур, быстро давала укорот. Так что особых хлопот ночлежка полиции не доставляла.


Всем всегда рад, подписывайтесь на мой блог @zeayes-golos

историяроссиягородтроицквеликийшелковыйпуть
60
5.291 GOLOS
0
В избранное
zeayes-golos
На Golos с 2018 M02
60
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые