История России. Путешествуя по Южному Уралу. Город Троицк. Часть 70.


Ну а тем, кто вздумал побудоражить, власть в лице околоточного, курирующего предместье Амур, быстро давала укорот. Так что особых хлопот ночлежка полиции не доставляла.

В голодные и моровые годы, когда в городе, да и окрестных поселениях появлялись сотни ребятишек-сирот, общество, обеспокоенное за их судьбу, открывало дополнительные детские приюты. В этом деле опять-таки не обходилось без благотворительных средств богачей, без пожертвований прихожан.

С целью оказания денежной поддержки сиротам, убогим, неимущим, городскими интеллигентами то и дело проводились лотереи-аллегри, ставились благотворительные спектакли, практиковались денежные сборы в увеселительных местах: цирке, казино, театре, кинематографе, ипподроме.

И все-таки самый большой добродетельный вклад в защиту неимущих, обездоленных вносили купцы, биржевые предприниматели, крупные земле и домовладельцы.

На слуху у каждого из троичан были в свое время имена таких известных благотворителей, купцов: Сыромятникова, Васильева, Башкирова, Осипова, Кутузова, Валеева, братьев Яушевых и братьев Бухариных.

Купцы выступали также и в роли меценатов, раскошеливались на строительство и содержание школ, библиотек, на учреждение именных стипендий для особо успевающих гимназистов, выделяли деньги для тех, кто обучался на казенный кошт. Немало добрых дел было и на счету мусульманского благотворительного общества «Хайрат».

У читающих эти строки невольно может возникнуть вопрос: неужели такими сердобольными и заботливыми о горе и нуждах людских были Троицкие купцы? Да, были, но далеко не все. И поэтому идеализировать купцов истинными доброхотами, пекущимися денно и нощно об обездоленных, нельзя. У каждого из них к благотворительности и меценатству был свой резон, свое воззрение.

Одни из особо набожных благотворителей жертвовали свои капиталы, руководствуясь религиозными заповедями. Для них, внести вклад в строительство культового здания (церкви, мечети, часовни) или богадельни, оказать помощь «братьям и сестрам во Христе», или правоверному магометанину, поддержать другого правоверного, считалось святым, богоугодным делом.

Немало было среди благотворителей и подлинных патриотов города, настоящих поборников культуры и грамоты. Они хотели видеть свой город краше, чем другие города азиатской провинции, благоустроеннее, культурнее. Оттого-то не жалели средств на эти благородные цели. Это можно отнести в первую очередь к пивовару Зуккеру, владельцу большой частной библиотеки, купцам первой гильдии братьям Яушевым, на чьи деньги содержались школа и татаро-башкирская библиотека «Наджат».

Но среди известных своими богатствами троицких толстосумов были и такие благодетели, для которых главным стимулом являлись тщеславие и честолюбие. Одни из этой категории доброхотов жаждали показать всем и особенно своим конкурентам, мол, знай наших, знай, что у меня денег — куры не клюют. Другим льстило то, что их имя, их акт пожертвования станут через газеты «Зауралье» или «Степь» известны всей округе.


Всем всегда рад, подписывайтесь на мой блог @zeayes-golos

историягородтроицкуралстопкран
30
5.198 GOLOS
0
В избранное
zeayes-golos
На Golos с 2018 M02
30
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые