«Русский след» в Голливуде: классика американского кино с участием выходцев из России (+немного современности)
Голливуд — центр притяжения трудовых мигрантов творческих профессий. Граждане многих стран приезжали в калифорнийскую пустыню, внося свой вклад в развитие столицы мирового кинопроизводства. Наши соотечественники, по разным причинам, сменившие место жительства — не исключение. В этой подборке собраны самые яркие голливудские фильмы, ставшие возможными благодаря таланту актёров, режиссёров, операторов и композиторов русского происхождения. На каждую из персоналий выделено по одному фильму.
Уродцы, 1932 — Ольга Бакланова (актриса)
реж: Тод Браунинг
Шокирующая драма с элементами фильма ужасов рассказывает о труппе цирковых уродцев, демонстрирующих свои физические изъяны на потеху публике. Карлик Ганс, влюбляется в красавицу гимнастку. У привыкшей к мужскому вниманию женщины, казалось бы, нет поводов отвечать взаимностью на чувства rарлика, если бы не одно «но»: Ганс — наследник значительного состояния. Желая прибрать деньги карлика к своим рукам, гимнастка решается на убийство, но друзья артиста, такие же «уродцы» как и он, встают на защиту своего товарища.
Роль коварной красавицы сыграла Ольга Бакланова — выпускница школы Московского Художественного театра, уехавшая в 1926 году из России.
Заворожённый, 1945 — Михаил Чехов (актёр)
реж: Альфред Хичкок
Ингрид Бергман, Михаил Чехов (в центре) и Грегори Пек в фильме «Завороженный»
Констанс Петерсен, молодая врач-психотерапевт, влюбляется в своего нового начальника — Энтони Эдвардса. Тот оказывается самозванцем, страдающим амнезией. Желая раскрыть тайну личности своего возлюбленного, Констанс едет с ним к своему учителю — доктору Брюлову. Роль Брюлова сыграл Михаил Чехов, племянник великого русского писателя и один из лучших учеников Станиславского, покинувший Россию в конце 20-х годов. «Завороженный» принёс Михаилу Чехову «Оскар» за лучшую роль второго плана. К слову сказать, в команде, работавшей над этим фильмом, оказался и Сальвадор Дали, создавший потрясающую сцену сюрреалистического сна.
Михаил Чехов внёс свой вклад и в обучение актёрскому мастерству, создав собственную систему работы над ролью, описанную в книге «О технике актёра». Этой системе обязаны такие зарубежные исполнители как Мерлин Монро, Энтони Куинн, Клинт Иствуд и другие…
Ровно в полдень, 1952 — Дмитрий Тёмкин (композитор)
реж: Френк Цинненман
В день свадьбы шерифа Кейна в город являются бандиты, желающие отомстить за арест своего главаря. Жители в страхе отказываются поддержать Кейна. Тот остаётся один на один с превосходящим его противником. Драматизм происходящего усиливается музыкой Дмитрия Тёмкина — выпускника Петербургской консерватории, уехавшего из России в 1921 году. После этой картины Тёмкин получил сразу два «Оскара» — за лучшую музыку и лучшую песню к фильму.
За свою карьеру Дмитрий Тёмкин получил 4(!) Оскара за следующие фильмы:
- Ровно в полдень (1952) — Оскар из лучшую музыку и за лучшую песню
- Высокий и могучий (1955)
- Старик и море (1958)
12 разгневанных мужчин, 1957 — Борис Кауфман (оператор)
реж: Сидни Люмет
Операторская работа Бориса Кауфмана в фильме «12 разгневанных мужчин»
Двенадцать присяжных собираются вынести вердикт в деле об убийстве. Не долго думая, одиннадцать человек голосуют против подозреваемого и лишь один пытается добиться истины. Тревожные настроения эпохи маккартизма подчёркивает резкий контраст чёрного и белого цветов. Этот фильм стал одной из вершин операторской карьеры Бориса Кауфмана, родного брата знаменитого Дзиги Вертова.
Борис Кауфман покинул Россию после Первой мировой войны. На Родине у него остались два брата — Денис (Давид) и Михаил. Впоследствии Денис, взяв себе псевдоним Дзига Вертов, стал режиссёром-новатором документального кино. Сегодня он признан одним из наиболее значимых документалистов в истории. Михаил долгое время работал оператором на фильмах Дзиги, а впоследствии и сам стал режиссёром.
Тем временем Борис перебрался во Францию, где стал постоянным оператором молодого режиссёра Жана Виго. Вместо они сняли всего несколько картин, ставших достоянием мирового кинематографа — документальный «По поводу Ниццы», игровые «Ноль за поведение» и «Аталанта». Преждевременная смерть оборвала карьеру молодого Виго. Борис Кауфман некоторое время продолжал работать во Франции и впоследствии перебрался в США, где его талант оценили режиссёры Сидни Люмет и Элиа Казан. За драматическую картину Казана «В порту», где главную роль играл Марлон Брандо, Кауфман был удостоен «Оскара» за лучшую операторскую работу.
Наиболее значимые операторские работы Бориса Кауфмана:
- По поводу Ниццы (реж. Жан Виго, 1930)
- Ноль за поведение (реж. Жан Виго, 1933)
- Аталанта (реж. Жан Виго, 1933)
- В порту (реж. Элиа Казан, 1953) — Оскар
- Куколка (реж. Элиа Казан, 1956)
- 12 разгневанных мужчин (реж. Сидни Люмет, 1956)
Поезд-беглец, 1985 — Андрей Кончаловский (режиссёр)
реж: Андрей Кончаловский
«Поезд-беглец» — один из первых американских фильов Андрея Кончаловского, уехавшего в США в начале 80-х годов. По сюжету двое заключённых сбегают из тюрьмы строгого режима и уходят от преследования на поезде, который внезапно остаётся без машиниста. Фильм был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус», а также стал одним из претендентов на Золотую пальмовую ветвь. Кроме того, здесь сыграл одну из своих первых ролей тогда ещё малоизвестный Дэнни Трэхо.
Всего за десять лет жизни в США Кончаловский снял шесть полнометражных и коротких фильмов. В 1997 году режиссёр также снял международный проект «Одиссея», получивший номинации и премии «Эмми» и «Золотой глобус».
Выживут только любовники, 2013 — Антон Ельчин (актёр)
реж: Джим Джармуш
Антон Ельчин (справа) в фильме «Выживут только любовники»
Медитативный фильм о семейной паре вампиров. Лучшего друга одного из супругов сыграл выходец из России Антон Ельчин, восходящая звезда Голливуда, трагически погибшая в результате автокатастрофы.
Ярость, 2014 — Роман Васьянов (оператор)
реж: Дэвид Эйер
1945 год. Западный фронт. Необстрелянный новобранец Норман Эллисон прибывает на службу в танковый экипаж. Юноше предстоит столкнуться лицом к лицу с ужасами войны и забыть сострадание к врагу во имя выживания боевых товарищей. Зрелищные кадры танковых баталий стали возможны благодаря операторскому мастерству Романа Васьянова — выпускника ВГИКа, в чьём послужном списке также находятся фильмы «Стиляги», «Тиски» и «Отряд самоубийц». В одном из интервью Роман рассказал , что в процессе разработки фильма он показывал режиссёру Дэвиду Эйру советские фильмы «Проверка на дорогах» Алексея Германа и «Иди и смотри» Элема Климова .
Надеюсь, что вам понравилась эта подборка. Буду рад, если предложите ещё больше фильмов в комментариях. Подписывайтесь на мой блог, если хотите читать новые посты об истории и теории кино.
Источники изображений:
- upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/6/6f/Freaks_1932_Poster.jpg
- www.imdb.com/title/tt0038109/mediaviewer/rm2452639744
- www.imdb.com/title/tt0044706/mediaviewer/rm2212826624
- www.imdb.com/title/tt0050083/mediaviewer/rm2549711104
- www.imdb.com/title/tt0089941/mediaviewer/rm480229376
- www.imdb.com/title/tt1714915/mediaviewer/rm535680768