Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
aretanya
7 лет назад

[КТО ТАКОЙ?] киноШерлок. 1921-1946

Был в Останкино такой журнал - Телецентр, и одно время я писала туда ооочень длинные телеги про развитие разных популярных тем на тв. Более-менее съедобен текст про шерлокиану. Буду выкладывать его кусочками

Сидней Пейджет


Изначальный хаос
Если представить, что наше телевидение уже стало интерактивным, и что каждый зритель без идей может пощелкать пультом и выйти в раздел авторских подборок передач (составленный телезрителями с активной жизненной позицией), ему в глаза сразу бросится мощный блок под названием "Холмс всегда живой". Он начинается с маленьких черно-белых немых картин с Элли Норвудом, с трудом уцелевших, восстановленных относительно недавно. Типаж Элли был одобрен самим Артуром Конан Дойлом, а, как мы знаем, изначально с внешностью Шерлока Холмса не все было гладко. Первый иллюстратор рассказов о сыщике, Дэвид Генри Фристон, представил его в виде нелепого мужчины при шляпе горшком. Второй - по совместительству, отец Конан Дойла - пририсовал Шерлоку бородку. Только к 1891 году Холмс обрел свой канонический вид трудами иллюстратора Сиднея Пейджета. Высокий поджарый мужчина с высокими скулами, орлиным носом, в дорожном пальто с пелериной и в охотничьей шапке двукозырке - таким мы знали Холмса долгие десятилетия, пока в дело не вступили Гай Ричи, Марк Гэтисс и Стивен Моффат. Но о них позже.
Дальше в нашем воображаемом блоке телепередач о Холмсе идет классический (опять же немой фильм) "Мориарти" 1922 года, который стоит посмотреть ради красавчика Джона Бэрримора в роли сыщика. До конца досидят только самые терпеливые, поскольку современный саундтрек, стилизованный под 20-ы, просто невыносим - унылая органола вызывает спазмы. Мориарти, которого в этом фильме много, представлен нарочито злодейским стариком в утрированном гриме и сальных лохмотьях. Уотсон курит точно такую же трубку, как Холмс, и учится с ним на одном факультете. Сюжет "Мориарти" - не столько детективный, сколько любовный: в начале Шерлок знакомится с девушкой, потом ищет ее и защищает, в итоге женится. Картина заканчивается поцелуем, что уж точно противоречит общей концепции книжного канона.
В пластике Холмса проскальзывает нечто вампирское (к примеру, он бегает длинными медленными прыжками, подобно Носферату), но эти черты должны быть по идее отданы пауку преступного мира, Мориарти, который во избежание недопониманий показывается зрителю на фоне паутины. Когда гений зла и светило сыска встречаются в одном кадре, только слепой не обратит внимание на их внешнее сходство – так могли бы быть изображены отец и сын.
Холмсовед Елена Куванова (tes3m), автор работ по трансгендерной проблематике в кино и художественной литературе, полагает, что подчеркнутое сходство Холмса и Мориарти не противоречит замыслу Конан Дойла. "Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить две цитаты. "Ему нравилось затаиться среди пяти миллионов людей, перебирая их своими щупальцами и чутко ловя каждый слух или подозрение о неразгаданном преступлении" - говорится о Холмсе в рассказе "Картонная коробка". "Он сидит неподвижно, словно паук в центре своей паутины, но у этой паутины тысячи нитей, и он улавливает вибрацию каждой из них" - это уже о Мориарти в "Последнем деле Холмса". Правда, русский переводчик сделал образ Холмса более пугающим, заменив "нити" (filaments), которые тот протянул среди людей, на щупальца, так что Холмс в переводе оказался уподобленным спруту".
Понадобится еще десятилетие однотипных киноработ, чтобы разобраться в этой каше и создать канон: авторитетного, дорого одетого профессора Мориарти; холодного, отстраненного сыщика с пристрастием к наркотическим веществам; его биографа и подручного, искреннего и глуповатого.

Элли Норвуд


Американская версия
Следующей важной остановкой на пути Шерлока к его нынешним ипостасям считается собрание из 14 фильмов с Бэзилом Рэтбоуном (1939-46). Его Холмс не нарушает законов жанра, зато к остальным элементам повествования возникают вопросы. Уотсон в исполнении крепыша Найджела Брюса туп как пробка. Не представляешь, как такой человек может изо дня в день строчить бестселлеры, восхваляющие его друга. Он задает глупые вопросы, глупо открывает рот, и даже сам Холмс глупеет рядом с ним. Произведения Дойла писались как детективные, но в этой американской шерлокиане детективом все еще не пахнет. Действие движется медленно и предсказуемо, к тому же, только две первые серии происходят в конце 19 века, что можно понять по костюмам, достойным сельского драмкружка. И это странно: съемочную бригаду отделяют от Холмса жалкие 40 лет, пожилые костюмеры еще помнят корсеты, которые носили их матушки. Но на экране мы видим женщин в юбках с уродливыми драпировками, которые должны имитировать турнюр, но с задачей не справляются. Платья усыпаны блестками, на сцену во время вечеринки выпрыгивает танцор (законспирированный Холмс) в полосатом пиджаке а ля Остап Бендер.
Удивление зрителя усиливается, когда действие - вдруг - переносится во времена Второй Мировой. Мориарти работает на Гитлера. Ничуть не постаревший Шерлок борется с ним. В Лондоне бомбежки и комендантский час. Однако, смотреть американскую шерлокиану все же стоит из-за неподражаемой мимики Холмса-Рэтбоуна - из-за невозмутимости и легкой полуулыбки, почти постоянно озаряющей его аскетичное лицо, из-за сияния глаз и доброжелательности, с которой он реагирует на все идиотизмы своего биографа. Раскрашенная версия, как ни странно, отлично передает прелести нуара 40-х. "Фанатам "Шерлока" ВВС надо посмотреть фильмы с Рэтбоуном еще и потому, что ими вдохновлялись Моффат с Гэтиссом, наряду с "Частной жизнью Шерлока Холмса" и сериалом с Джереми Бреттом", - уверяет Елена Куванова. 

Бэзил Рэтбоун

Продолжение следует

3
0.118 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые