Киноподборка. 6 фильмов с нестандартной драматургией

Обычно киноповествование мыслится нами как линейный рассказ, сообщающий некие события в хронологическом порядке. Тем не менее, в руках опытного автора сюжет может принимать самые неожиданные формы, становясь самостоятельным средством выразительности. Эта подборка содержит несколько фильмов, в которых ход истории отличается от привычного линейного повествования.

Гражданин Кейн

реж. Орсон Уэллс, 1941 год




О чём кино? В роскошном поместье Ксанаду умирает одиозный медиамагнат Чарльз Фостер Кейн (Орсон Уэллс). Испуская дух, он произносит загадочную фразу — «Розовый бутон». Значение этих слов надлежит выяснить журналисту Томпсону, который отправляется брать интервью у тех, кто близко знал Кейна.

В чём особенность? История Кейна, главного героя фильма, рассказана устами разных людей, а значит в каждом эпизоде его образ деформирован личным отношением того или иного персонажа. Биографическая драма предстаёт увлекательным детективом: разнящиеся «свидетельские показания» ведут, петляя, к раскрытию «дела» — значению предсмертной фразы Кейна, в которой кроется ключ к пониманию его личности. И как в хорошем детективе, персонажи фильма так и не разгадывают эту тайну, в то время как зритель получает в финале достаточно прямой намёк на истинное решение загадки.

В прошлом году в Мариенбаде

реж. Ален Рене, 1961 год



О чём кино? Светский раут в роскошном поместье. Один из гостей встречает женщину, которую он, как ему кажется, встречал в прошлом году в Мариенбаде и, более того, имел с ней определённые отношения. Попытки мужчины напомнить о себе не венчаются успехом — женщина не понимает, о каком знакомстве ей говорит назойливый господин.

В чём особенность? Посредством драматургии и монтажа Рене выстраивает время и пространство таким образом, что мир фильма превращается в фантасмагорическое пространство ни то иллюзии, ни то сна, ни то бреда. Привычные нам причинно-следственные связи рушатся и мы оказываемся в лабиринте ассоциаций и неуловимых впечатлений. Персонажи без видимых на то причин оказываются в разных местах и датах, да и само их поведение трансформируется, будто реального человека подменяет иной образ, созданный чужим сознанием.

Беги Лола, беги

реж. Том Тыквер, 1998 год



О чём кино? Лола — подруга мелкого преступника Манни. В начале фильма девушка узнает по телефону, что её возлюбленный потерял сумку с деньгами, принадлежащими мафиозному боссу. Если не вернуть утраченную сумму — парня убьют. Проблема усугубляется тем, что на всё про всё у Лолы и Манни есть только двадцать минут.

В чём особенность? Фильм состоит из трех новелл, в каждой из которых разворачивается отдельный вариант истории. Каждая новелла начинается со звонка Манни Лоле, дальнейшее действие развивается в зависимости от того, как персонажи поступят в очередной раз. В итоге мы имеем три параллельные реальности, в каждой из которых одна и та же история имеет свой путь развития.

Необратимость

реж. Гаспар Ноэ, 2002 год



О чём кино? Миловидная Алекс (Моника Белуччи) подвергается жестокому изнасилованию в подземном переходе. Её парень Маркус (Венсан Кассель) отправляется в опасные мытарства по криминальному дну города, чтобы найти и покарать насильника. Фильм содержит шокирующие сцены — несовершеннолетним и впечатлительным персонам стоит воздержаться от просмотра.

В чём особенность? Гаспар Ноэ рассказывает историю в обратном порядке. Сначала мы видим драматичный финал, а затем, шаг за шагом разворачиваются обстоятельства, которые привели к нему героев. Тем не менее, знание финала не мешает воспринимать фильм как увлекательный детектив. Нам открываются все новые и новые точки невозврата, неумолимо толкающие персонажей к уже известному концу. Неизвестность, удерживающая любой сюжет на плаву, здесь направлена не в будущее, а прошлое.

Впечатляет работа с деталями — важные для повествования вещи, идеи и мотивы, возникают в последующих сценах в качестве незначительных элементов. На наших глазах их драматический потенциал сворачивается в латентное состояние. Несмотря на то, что последняя сцена фильма являет собой начало истории, автор достигает в ней эмоциональной кульминациии. Время и пространство картины, а с ними и переживания зрителя, будто бы схлопываются в сингулярность.

Господин никто

реж. Жако Ван Дормаль, 2009 год



О чём кино? Конец XXI века. Наука даровала людям бессмертие и к 2092 году на земле остаётся лишь один «старорежимный» человек — глубокий старик Немо (Джаред Лето), последний из людей, кому предстоит умереть естественной смертью. В рамках реалити-шоу из Немо пытаются вытянуть историю его жизни, которую старик уже позабыл.

В чём особенность? Повествование включает в себя несколько возможных вариантов развития судьбы героя — и все они развиваются в рамках одной сюжетной линии. События из параллельных вариантов действия происходят в едином потоке повествования, не отделённые друг от друга как в той же «Беги, Лола, беги». Зрителю приходится включаться в активное восприятие сюжета и самостоятельно упорядочивать в своём сознании перемешанные варианты одной истории.

Рыцарь кубков

реж. Терренс Малик, 2015 год



О чём кино? Рик (Кристиан Бейл) — успешный голливудский сценарист. Дом, тусовки, красивые девушки — казалось бы, он достиг совершенства. Тем не менее, мужчина переживает экзистенциальный кризис — навязчивое ощущение твердит Рику, что тот разменивает себя на пустое. Рик пытается восстановить внутреннюю целостность и обрести себя, сводя воедино раздробленные фрагменты своей натуры.

В чём особенность? Сюжет фильма выстроен по принципу потока сознания.
Терренс Малик воспроизводит на экране действительность, пропущенную сквозь призму рефлексирующего разума Рика. Сменят друг друга обрывки ассоциаций и воспоминаний — яркие эмоциональные образы прошлого. Контрапунктом к визуальному ряду звучат за кадром подсудные мысли лирического героя, вместившего в себя восприятие самого Рика и авторскую оценку. Таким образом, в фильме нет последовательного показа судьбы героя, но есть её субъективное отражение, представленное калейдоскопом разрозненных сцен и отдельных кадров, объединенных в смысловую целостность внутренним голосом — проводником зрителя по внутреннему миру человека.

Источники изображений:

1
2
3
4
5
6

киноискусствоpskchaos-legionфакты
25%
0
64
64.867 GOLOS
0
В избранное
Лаборатория кино
На Golos с 2018 M01
64
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые