Рассказы: короткие истории, бьют в цель
Фильмы, как известно, бывают хорошие, плохие и индийские. К сожалению, после распада «Союза нерушимого», российский кинематограф скатывается куда-то далеко и глубоко, за редкими исключениями, так что можно с уверенностью утверждать – фильмы еще бывают российские. И это далеко не лестный эпитет.
Так вот, «Рассказы» режиссера Михаила Сегала, вышедшие в прокат 15 ноября 2012 года, – это российский фильм, только не рядовой, а как раз тот самый проблеск света во мраке. Это – хорошее российское кино, точнее сборник короткометражек.
Драма о повседневности
На первый взгляд, «Рассказы» - несложный для восприятия фильм, что-то вроде черной комедии, с противоречивыми элементами экзистенциализма и цинизма. Вот только после просмотра, весьма интересного, у зрителя остается какой-то осадок. Не мудрено – кино-то про жизнь российского народа, в деталях. По сути, картина «Рассказы» состоит из четырех лишь косвенно связанных между собой киноновелл. Новеллы повествуют о разных аспектах жизни, разных людях и проблемах – казалось бы, всё как обычно. Но не совсем. На этот раз сценарист и режиссер одновременно Михаил Сегал лишил зрителя налёта документалистики и душка второсортного арт-хауса «не для всех». Вот уж, действительно, неглупое кино, которое вырвалось на большие экраны. Недурственно подобран и актерский состав: Андрей Мерзликин, Игорь Угольников, Тамара Миронова, Константин Юшкевич, Дарья Носик.
Утрированная жизнь
Главные герои фильма и рассказанные в нём истории не стоит воспринимать буквально. Это, скорее, метафоры людей и их действий. Четыре рассказа: о встрече молодой пары с тамадой для предстоящей свадьбы, сюжет о коррупции, слегка мистическая история про библиотекаршу и короткий роман интеллигента с недалекой девицей, - все они такие разные, и в то же время похожи между собой.
Зритель понимает, что режиссер высмеивает не просто современное общество, а каждого никчемного его участника, который вряд ли будет склонен к совершенствованию. Причем Михаил Сегал в буквальном смысле подчеркивает ключевые события под девизом «на грани абсурда», а иногда уже и за ней. Кинолента «Рассказы» жутковата, порой чересчур, и не просто потому, что это мизантропическая комедия. Это сильная, задевающая за живое сатира. После просмотра хочется сказать, что российский кинематограф жив. Не совсем оклемался еще, и предстоит не такой уж короткий срок полной реабилитации, но главное – да, российский кинематограф – жив! И это отлично доказывает Михаил Сегал, вырвавшись на большие экраны с огромным талантом, вложенным в свой фильм «Рассказы». Мерзликин, сыгравший главную роль и уже успевший ранее поработать с Сегалом, заслуживает отдельной похвалы за свою чудесную актерскую игру в не совсем привычном амплуа.
Резюме
Творение Михаила Сегала – представительно высшего эшелона кинематографа, это умная кинокартина, при просмотре которой нужно если и не размышлять, то вдумываться в происходящее на экране, и делать для себя выводы. Каждый искушенный кинолюбитель просто обязан просмотреть «Рассказы», хотя бы чисто в ознакомительных целях. Остается надеяться, что российское кино такого уровня – это не вымирающий, а напротив – возрождающийся вид.