Три биллборда на границе Эббинга, Миссури. Справедливость американской глубинки
Возможны спойлеры, о чем предупреждаю загодя.
Справедливость – она не всегда предсказуемая, а Америка – это не только Нью-Йоркские небоскребы и калифорнийские пляжи. Новый фильм Мартина МакДонах, режиссера «Залечь на дно в Брюгге» - о совсем другой Америке, и о совсем иной справедливости. Жесткий, в меру циничный, грустный, но при этом не тяжелый, с хорошим юмором и великолепным актерским составом, «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури», может понравиться зрителю, а может показаться абсурдным и временами гротескным, но одно совершенно точно – равнодушным вы после его просмотра не останетесь. МакДонах снимает фильмы не часто, однако, у него есть огромный плюс – он не занимается попсовыми проектами. Его картины атмосферны, актеры подобраны идеально, выверено, с точностью настоящего художника, а сюжет – многогранен, и после просмотра хочется разобрать его на мелкие кусочки, дабы потом сложить воедино и заполнить оставшиеся пробелы.
«Три биллборда» - это драма, если вы прочтете сюжет фильма в интернете, он покажется вам потенциально очень тяжелым. Мать-одиночка, уставшая от бездействия полиции в деле розыска убийц ее дочери, решает своеобразным способом воззвать копов к действию – она арендует три рекламных щита на границе города, и размещает на них обращение к шерифу, с призывом найти и наказать убийц. С этого момента, между главной героиней и местным полицейским управление разворачивается противостояние, и к чему оно приведет – об этом остается лишь догадываться.
Данное описание сюжета имеет очень, очень опосредованное отношение к действительному содержанию картины, ибо оно слишком обобщённо, и не включает в себя целого ряда факторов. Например, характеристики места, в котором происходят события, и главных действующих лиц драмы.
Миссури – один из самых консервативных штатов, чье население отличается очень умеренной толерантностью, иногда граничащей с расизмом. Режиссер пробует в этом фильме все способы продемонстрировать нам микроклимат маленького американского городишки: тут вам и отношение общества к, скажем, не совсем умным гражданам (полицейский Диксон), к геям (он же, пусть и бездоказательно), к людям нестандартной внешности (да здравствует Тирион Ланнистер, он же Питер Динклейдж собственной персоной), к чернокожим (новый местный шериф, сменивший героя Вуди Харрельсона), а также интеракции между полицией и обществом. Все персонажи здесь острые на язык, жесткие, как Борис «Бритва» из «Большого куша», прямые, как удар топором. Геев здесь все называют геями, идиотов – идиотами, черных – черными (на самом деле, я смягчил акценты, в фильме все жестче). К черту пресловутую политкорректность, от которой уже зубы сводит – Средний Запад о ней слыхом не слыхивал.
Еще, в описании сюжета пишут, что это – детектив. Любителям Эркюля Пуаро здесь делать нечего изначально – поиски убийцы здесь отходят на n-цатое место, уступая пальму первенства взаимоотношениям героев. Их здесь нет плохих, и нет хороших. Главная героиня – мать, возжелавшая возмездия для убийцы дочери, и нашедшая не самый очевидный способ привлечения внимания полиции, на деле – отнюдь не образец для подражания, злоупотребляющая алкоголем, ругающаяся как сапожник, и обладающая таким нравом, что мужикам-шахтерам и не снилось. Шериф, который не может найти душегуба – на самом деле неплохой мужик, умирающий от рака, и рад бы помочь, да профессиональных компетенций и времени ему радикально не хватает, а тут еще эти биллборды. Его помощник-идиот, самый яркий, на мой взгляд, персонаж фильма, любящий шерифа, аки отца родного, и ради его спокойствия готовый на все (вообще на все), живущий с престарелой матерью в свои 40 с лишним лет – но ведь тоже положительный герой, в концовке проявивший еще и дедуктивные навыки. В общем – ничего черно-белого, никаких заскорузлых штампов – все персонажи живые, настоящие, которым хочется сопереживать. И в этом – огромная заслуга режиссера, но в первую очередь – актерского состава.
Есть такие фильмы, где все, без исключения, актеры, играют здорово. Даже в эпизодах, совсем коротеньких. «Три биллборда» - именно такое кино. Главная ценность здесь – это исполнители, именно они придают фильму неповторимый колорит.
Фрэнсис Макдормэнд, бывшая жена одного из братьев Коэнов, Джоэла, исполняет главную женскую партию. Уже будучи лауреаткой всех премий, каких только можно (в том числе «Оскара», за Коэновское «Фарго»), Фрэнсис в очередной раз подтвердила вой недюжинный драматический талант. Ее персонаж – женщина, потерявшая дочь, в качестве лекарства от накатывающего отчаяния вступающая в конфликт с полицией, вызывает двоякие чувства. С одной стороны, ей хочется сопереживать, ибо она потеряла ребенка самым жутким из возможных способов. С другой – ее чрезмерная жесткость, порой граничащая с жестокостью, и стремление найти виноватых (основанное на осознании собственной вины за произошедшее) любой ценой, а также совершенно непробиваемое упрямство и твердолобость, слегка снижают степень пылкости зрительского сочувствия. Тем не менее, за внешней жесткостью героини скрывается отчаяние, страх, и одиночество – чего только стоит разговор с домашними тапочками (если посмотрите фильм – поймете, о чем я). Ее семья практически разрушена – муж ушел к, цитирую «девятнадцатилетней сотруднице зоопарка, от которой воняет дерьмом», дочь убита, а сын-старшеклассник, вроде и любящий мать, тем не менее, весьма нелицеприятно высказывается о ней в ее же присутствии. Горожане, обожающие шерифа, ее терпеть не могут, и в конце фильма у нее остается лишь один соратник – тот, кто в начале ненавидел ее больше всех.
Шериф Уиллоуби просто по определению не мог мне не понравиться – ведь его играет Вуди Харрельсон, которому природой, наследственностью (отец его был убийцей), и харизмой дано играть либо циничных подонков, либо циничных полицейских, либо кого-то еще, непременно циничного. Я Харрельсона обожаю, еще со времен «Natural born killers», небезосновательно считая его чрезмерно характерным актером. Его шериф – не шибко хороший полицейский, но честный и надежный мужик, уже собравший манатки на тот свет. Он готов помочь каждому – и рад бы сделать все, что в его силах для поисков убийцы, но у него уже нет ни времени, ни сил, а подчиненные его – стайка отъявленных балбесов. Противостояние с персонажем Макдормэнд носит для него второстепенный характер – свою войну он уже проиграл, и теперь пытается как можно больше времени провести с семьей, при этом до конца сохраняя чернющее чувство юмора и силу духа. Именно письма шерифа, разосланные уже после кончины, переворачивают жизни нескольких персонажей, наиболее основательно затрагивая героя Сэма Рокуэлла.
Рокуэлл, пожалуй, один из наиболее любимых режиссером актеров (как и Харрельсон, впрочем). Бесподобно умеющий играть людей «с прибабахом», Сэм и в «Биллбордах» остался верен себе. Его персонаж – склонный к садизму и идиотизму помощник шерифа, поначалу возненавидевший героиню МакДормэнд за размещение биллбордов, после получения посмертного письма от своего кумира, и едва не сгорев в пожаре, пересматривает свою жизнь (в рамках, доступных его интеллекту), и совершенно неожиданно проявляет полицейский профессионализм и желание во что бы то ни стало найти убийцу. Впрочем, даже конкретный душегуб Рокуэлловскому герою не важен – он готов с дробовиком в руках нести возмездие каждому насильнику, встретившемуся у него на пути. Такое вот изменение приоритетов, иначе не скажешь.
Остальные герои – не хуже, хотя времени на экране у них существенно меньше. Динклейдж, сам себя характеризующий, как «карлик-алкоголик, продавец подержанных машин», бывший муж главной героини, не ужившийся с ней, и ее же сын, которому, судя по всему, предстоит весьма непростая жизнь – все они сыграны натурально, без фальши и излишеств, так, как оно и должно быть. Повторюсь – актерский состав подобран и сбалансирован просто идеально, трудно представить более подходящих исполнителей на свои роли.
Отдельной ремарки заслуживает команда сценаристов. Сюжет не позволяет оторваться от экрана ни на минуту; жесткий, нетривиальный юмор лично мне очень напомнил «Однажды в Ирландии»; нарочитая небрежность с толерантностью и вовсе радует глаз, выделяясь на фоне изрядно замыленных картин. Минимум клюквы, максимум содержания, проработанные диалоги и отличная картинка – идеальный коктейль для создания хорошего фильма.
Ну, и наконец, главным лейтмотивом картины выступает, пожалуй, некая условная справедливость, которую герои видят совершенно по-разному. Для главной героини это – убийца, вздернутый на рее, позволивший бы ей очистить собственную совесть. Для шерифа – возможность уйти из жизни с высоко поднятой головой, сделав максимум для своей семьи. Для его помощника – отбеленное до блеска имя шерифа и возможность быть полицейским и дальше.
«Три биллборда» - кино, над которым захочется поразмышлять по окончании финальных титров. Уже это делает его приятным исключением из большинства драматических фильмов последнего времени, сделанных, будто под копирку. Это не стандартная лента – сюжетные ходы не шаблонны, а диалоги изобилуют нецензурщиной, так что если вам это претит – будьте готовы. Я, со своей стороны скажу, что это – явно лучший фильм, который я смотрел за очень долгое время, и очевидных минусов я в нем не нашел, хотя и пытался. Так что, мои десять из десяти в копилку будущего номинанта на Оскар (лауреата Золотого Глобуса стороной уж точно не обойдут). Надеюсь, что не слишком заспойлерил ваши ожидания, и вы останетесь довольными.
Хороших вам фильмов!