Что-то в них было...
Как вы думаете, на что похоже это строение?
На склад, хранилище, гараж? Нет, все мимо.
Фото из личного архива шахунцев.
В середине прошлого века здесь было средоточие культурной жизни небольшого провинциального города Шахунья, что на севере Нижегородской, а тогда Горьковской, области. Это единственный снимок кинотеатра «Летний». Название он получил по времени года, в которое мог функционировать, а именно – летом, или, по крайней мере, - в теплое время года. Сколочен он был из досок и, насколько помнится, даже улица просвечивала в щели.
Стоял кинотеатр посреди городского парка, и со всех сторон к нему стекались тропинки. Многолюдно было не только вечером, перед сеансами, а уже пополудни. Я была еще ребенком, когда отправлялась выстаивать очередь за билетом на фильм, на который меня соглашались взять родители. В фойе, где располагалась касса, набивалось киноманов столько, что найти «хвост» очереди было проблематично. Обычно я увязывалась за кем-нибудь из взрослых, подходивших к кинотеатру, а когда тот занимал очередь, то я была следующей.
На фильмы мы ходили не очень часто, потому что отец не был любителем кино. Но с мамой все-таки выбирались. И вот что интересно: из всех фильмов той поры запомнился только один – «Семь невест для семи братьев». Мои ровесники и кто постарше вспоминали, как раз по пять-восемь смотрели «Танцующие под дождем», «Вестсайдская история», «Шербурские зонтики», «Моя прекрасная леди» (как видите, американский мюзикл был популярен), а я только этот, про «семь для семи».
Недавно мне снова на глаза попалось фото кинотеатра, и всплыл в памяти этот фильм. Решила посмотреть, что в нем такого-то, ведь и содержание плохо помню. Нашла в интернете, хотя предчувствовала, что кроме разочарования он ничего не принесет. Было уже такое с другими старыми кинокартинами: по детским, юношеским воспоминаниям – ах! а пересмотришь с высоты набежавших за это время лет – фи!
Первые минут десять честно пыталась понять, чем этот фильм меня взял. Несколько раз порывалась выключить, ну совсем уж банально. Но… первый же танец (в мюзикле без них, как и без песен, − нельзя!) – и уже не могла оторваться. Это какой-то вихрь из танцевальных па с элементами акробатики.
Затем снова копалась на сайтах, уже в поисках информации об актерах. Просто артисты так станцевать вряд ли смогли бы. И точно, четверо из актеров – танцоры, двое – гимнаст и бейсболист.
Актрисы тоже все танцовщицы и певицы. И, конечно же, успех фильму принесли и музыка Сола Чаплина, и необычайная, сюжетная, хореография Майкла Кидда, и режиссура Стенли Донана, названного королем голливудских мюзиклов. В 1954 году фильм получил «Оскара» за лучший саундтрек. Позднее включен в список лучших мюзиклов за 100 лет, составляемый Американским институтом кинематографии.
Кроме того, стал стартовой площадкой в артистической карьере всех молодых актеров, сыгравших братьев. Ховард Кил в 1958 году стал президентом Гильдии киноактеров США.
Мэтт Мэттокс, большой поклонник Фреда Астера, в этом же году признан одним из самых лучших джазовых танцоров мира, а затем и лучшим хореографом, работавшим в кино, на Бродвее, и в телевизионных шоу. Как один из лучших педагогов джаз-танца, он использовал классику, модерн, этнический танец, степ для создания своего собственного стиля. Сегодня его технику по джаз модерну изучают и в российских школах танца.
Жак д Амбуаз учился мастерству у Джорджа Беланчини, русского хореографа, подарившего Соединенным Штатам классический балет как вид искусства. В последствии стал одним из основоположников Национального института танцев.
К чему это все перечисляю? Просто прочитала несколько мнений, опубликованных в те годы в «Литературной газете» и «Смене». Там мюзиклы всем чохом называли «лубочной картинкой». Писали, что «зритель уходит из зала, зритель недоумевает…» и так далее. Так вот, во-первых,– чтобы опровергнуть это мнение, хотя бы перед собой сегодняшней ( ведь поначалу и я собиралась выключить фильм). И в какой-то степени обелить себя, - ту восторженную девчонку, какой была полвека назад, которую цепляло все красивое, яркое!
Понятно, что было не патриотично восхищаться кинопродукцией из-за «бугра». Но мюзикл не сравнить с драмой. У него свои почитатели, которые не только не уходили с сеанса, а приходили в кинотеатр каждый день, пока шел фильм. Киногерои, пусть даже и сюжет незамысловатый, дарили ощущение радости, возможно, - что-то наподобие эйфории. Это позволяло даже свои житейские неудачи видеть не в таком уж мрачном свете.
Картинки: с сайтов yandex.ru