Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
kinoshka
6 лет назад

На стиле: Дени Вильнёв

Возможно, в каком-то параллельном мире Дени Вильнёв сейчас полностью погружен в науку, а может, даже готовится получить Нобелевскую премию в выбранной им области. Но в нашем мире он полностью отдался своей страсти к кинематографу, еще в юности забросив учебу на факультете науки и перепоступив на факультет искусств в Университете Квебека в Монреале, что вкупе с его талантом превратило Вильнёва в одного из самых известных режиссеров современности.

Начав с нескольких низкобюджетных независимых фильмов, тепло принятых критиками и на фестивалях, сегодня Дени снимает у себя звезд мировой величины, работая над культовыми франшизами. Последним «выстрелом» был «Бегущий по лезвию 2049», а сейчас режиссер корпит над очередной попыткой экранизации «Дюны» Фрэнка Герберта. Кто знает, может, пропустив сценарий через свое уникальное режиссерское видение, хотя бы Вильнёв сможет снять по этой вселенной что-то нестыдное. Я, во всяком случае, на это очень рассчитываю. Ну а пока мы все ждем хотя бы объявления даты премьеры, не говоря уже о выходе самого фильма, предлагаю разобраться, что же такого уникального в режиссерском стиле Дени Вильнёва.

ЦЕПЛЯЮЩИЙ ОПЕНИНГ

Первые строки любой книги должны быть написаны так, чтобы сразу захватить внимание читателя, удержать его, не позволить отложить роман в сторону. Этого же принципа придерживается и Вильнёв в кинематографе, открывая свои фильмы мощными сценами, просто неспособными не заинтересовать почти любого зрителя. Что примечательно, все опенинги режиссера, работая с одной целью, достигают ее разными способами, взаимодействуя с разными эмоциями аудитории.

В «Водовороте», например, умирающая говорящая рыба – это откровенный сюрреализм, но при этом добавляющий всему фильму эдакий налет черно-комедийности, который вместе с «обращением к норвежцам» важен для итогового понимания картины. «Враг» открывается сообщением на автоответчике от встревоженной матери, которое намекает, что с героем может быть что-то не так, а последующий титр «Хаос – это порядок, который нужно расшифровать» добавляет еще большей загадочности. «Убийца» начинается с прямолинейного экшена, в котором зрителя заодно знакомят с героиней Эмили Блант, создавая отправную точку для ее эволюции как персонажа.

В «Прибытии» Вильнёв сразу же бьет по самым глубинным эмоциям зрителя: рождение, взросление и трагическая смерть ребенка главной героини могут оставить равнодушным только человека без сердца. «Бегущий по лезвию 2049» после текстовой экспозиции переносится к персонажу Райана Гослинга, намекая на то, что он мертв, но через несколько мгновений развеивая это заблуждение, а еще через минуту знакомя зрителя с Саппером Мортоном, действительно представляющим смертельную опасность для главного героя.

ГЕРОИ И ЗРИТЕЛИ В ПОИСКЕ

К слову о главных героях. Одной из самых важных фишек, используемых режиссером, особенно в последних своих фильмах, можно назвать намеренное сужение перспективы вокруг основных действующих лиц, что существенно ограничивает изначальное знание зрителя о происходящем. Таким образом Вильнёв заставляет свою аудиторию искать ответы вместе с главными героями, в то время как другие режиссеры дают зрителю намного больше информации, чем ведущим персонажам. А еще интересно то, что за каждым материальным поиском, назовем это так, который лежит на поверхности, как правило стоит более глубокая идея – поиск человечности, смысла жизни, справедливости.

В целом этот прием, конечно, является дискуссионным, т.к. делает происходящее менее масштабным, зато с его помощью намного проще создавать качественные, а порой и совсем уж крутые твисты, что мы и наблюдаем в фильмах Дени Вильнёва с завидным постоянством.

ТВИСТЫ И СКРЫТЫЕ СВЯЗИ

И если уж речь зашла о твистах, то давайте разберемся, каким образом режиссер к ним приходит. Как и любой хороший кинематографист, Вильнёв не ограничивается одной сюжетной линией: его персонажи могут действовать раздельно, как в «Пленницах», например, так и вместе («Убийца»), преследуя разные цели. Так или иначе, в итоге сюжетные линии сливаются в одну, и вместе с тем наступает время кульминации, когда на поверхность всплывают все скрытые связи и мотивы персонажей, от которых Вильнёв ограждал зрителя на протяжении всего фильма. Это позволяет удивить не только главного героя или героев, которые не могли знать каких-то вещей по воле сценария, но и аудиторию, не имевшей достаточной информации даже для простых предположений о происходящем.

Финал «Врага» 2013 года вообще заставляет зрителя подбирать челюсть с пола, переосмысливая все, что он видел на протяжении предыдущих полутора часов, а то и пересматривать фильм еще раз, чтобы разобраться во всех хитросплетениях сюжета, опираясь на контекст развязки.

АВТОКАТАСТРОФЫ

Уж не знаю почему и могу лишь догадываться зачем, но почти в каждой картине Дени Вильнёва присутствуют сцены автокатастроф. Возможно, это связано с каким-нибудь событием в прошлом режиссера, которое не стало достоянием широкой общественности, а может, таким образом он пытается добавить своим фильмам реализма, воздействуя на зрителей с помощью предмета, ставшего обыденным в реальной жизни. Так или иначе, и в «Водовороте», и в «Пленницах», и во «Враге» есть сцены автокатастроф, случившихся по тем или иным причинам. Такая сцена есть даже в «Бегущем по лезвию 2049», хоть авто там и летающее. Сразу после нее, кстати, следует экшен, что приводит нас к еще одной фишке, связанной с машинами.

Даже если в ленте автокатастрофа отсутствует как таковая, то обязательно есть сцены насилия, разворачивающиеся в машинах или в непосредственной от них близости. В том же «Убийце», например, зритель любуется хорошо поставленным экшеном в автомобильной пробке на границе между Мексикой и США, а в «Пожарах» есть флэшбэк с расстрелянным и загоревшимся автобусом с пассажирами. Такие дела.

На этом, пожалуй, все. Хочу еще раз напомнить: Дени Вильнёв сейчас снимает «Дюну»! Точнее, даже две «Дюны», в чем он признался на кинофестивале Рандеву дю синема Квебека в Монреале. Как по мне, это отличный повод последить за ним попристальней – мало ли, сольет парочку интересных инсайдов, которых лично я жду с большим нетерпением.

Спасибо за внимание.

Подпишись или гори: @kinoshka

Изображения: Warner Bros., Columbia Pictures, Paramount Pictures, Alcon Entertainment, Mecanismo Films.

7
51.750 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые