«Сторонник»: мнение без спойлеров
Решив, что давненько я не смотрел южнокорейских фильмов, было решено немедленно эту оплошность исправить, да и на глаза как раз попался криминальный триллер от Ли Хэ-ёна, ставший его четвертой полнометражной картиной в карьере. Впрочем, предыдущие три я не смотрел, так что никакого пиетета не испытывал, как это было бы в случае с Пак Чхан-уком, например, или Пон Чжун Хо. И, в общем-то, правильно делал, потому что «Сторонник» оказался той еще нудятиной, пусть и не без плюсов.
Владелица маленького заводика по производству наркотиков однажды становится неугодна своим боссам, из-за чего едва не погибает вместе со своим бизнесом. Понимая, что помощи в своем окружении она не дождется, женщина принимает решение обратиться в полицию и сдать всех причастных к наркобизнесу в Корее в обмен на защиту. План, в общем-то, неплох, но успехом не увенчивается: бизнес-леди убивают прямо в полицейском участке, в метре от ничего не подозревающих служителей закона. Тем не менее, кое-что она успевает рассказать, и теперь детективу Вон Хо, заручившись помощью мелкой криминальной сошки по кличке Рок, предстоит внедриться в самое сердце преступного мира, чтобы арестовать таинственного мистера И, легендарного и неуловимого наркоторговца, славящегося невероятной жестокостью. К тому же у Вон Хо есть к нему и личные счеты, так что очень скоро спецоперация становится похожа на личную вендетту. А как известно, в вопросах мести все средства хороши.
«Сторонник» длится почти два часа, и я ответственно заявляю, что этот хронометраж картине не просто не нужен, но и идет во вред. Сюжет в фильме неплох, что стоит признать, и при правильной подаче вполне мог бы держать зрителя в напряжении всю дорогу, но по какой-то причине Ли Хэ-ён решил разбавить его огромным количеством лишних деталей, которые, как выясняется в финале, ни на что так и не повлияют. По сути, все они нужны лишь для отвлечения внимания и создания антуража, и если с первым все понятно, то во втором просто нет нужды. Точнее, для корейской публики, возможно, это и необходимо, но для зрителя с иной культурной традицией «Сторонник» вполне самобытен сам по себе, без всяких гипертрофированных подчеркиваний его экзотичности.
Так или иначе, с основной функцией – отвлечением внимания – ненужные детали справляются хорошо, и вот почему: все они завязаны на какой-то абсолютной эксцентричности. Когда начинается очередная, ни на что не влияющая сцена, на ее бессмысленность сразу и не обращаешь внимания, потому что оно полностью поглощено какими-то едва ли не сюрреалистичными образами персонажей. Представьте себе, каким характером мог бы обладать общий ребенок Джокера от Хита Леджера, Джека Воробья от Джонни Деппа, Марлы от Хелены Бонэм Картер и Доктора Зло от Майка Майерса, и тогда примерно поймете, как в «Стороннике» выглядят местные злодеи и их поступки. Местами, если честно, все это больше смахивает на какое-то оригинальное, но безвкусное шапито, чем на серьезный криминальный триллер, и зачем было доводить все чуть ли не до гротеска – непонятно.
Что интересно, положительные и нейтральные персонажи в фильме показаны совершенно обычными людьми, что наводит на мысль о желании режиссера подчеркнуть разницу между ними и злодеями, но в своем стремлении он явно перестарался. А может, все дело в актерах? Мне совершенно не знаком каст «Сторонника», так что я понятия не имею, кто из них считается на родине большой и талантливой звездой, а кто появился в картине случайно, но есть у меня стойкое подозрение, что Чо Джин-Ун, играющий Вон Хо, чуть ли не единственный, кто вообще что-то понимает в актерской игре, за что и получил главную роль. А вот честь изображать злодеев выпала каким-то левым людям с улицы, из-за чего они только и могут, что кривляться. И учитывая все, что происходит на экране, это вполне себе жизнеспособная версия.
Ну и естественно, фильм о противостоянии полиции с наркомафией не мог обойтись без экшена, который в «Стороннике» на удивление неплох. Его, правда, не слишком много, зато почти все перестрелки и драки на кулачках поставлены со вкусом и любовью. Рукопашные схватки реалистичны и жестоки, а когда в дело вступает огнестрельное оружие, то не возникает ощущения, что в них участвуют имперские штурмовики без брони. Впрочем, без ложки дегтя не обошлось: стоит персонажам завладеть каким-нибудь самым захудалым автоматом, как внезапно оказывается, что патроны в нем могут закончиться только тогда, когда противникам приходит время отложить оружие в сторону и поговорить.
Ну и чтобы закончить на хорошей ноте, считаю своим долгом упомянуть операторскую работу, за которую отвечал Ким Тхэ-гён, среди прочего снимавший и совершенно нереальную драму «Надежда» («Sowon»), которую я категорически рекомендую к просмотру. Так вот, в этот раз Ким тоже не подвел, исправно выдавая и качественные лонгшоты, пусть и не слишком продолжительные, и отличные вайдшоты, да и в целом с камерой он управляется получше многих голливудских операторов, считающихся мастерами своего дела.
«Сторонник» – очень неровный криминальный триллер, который, с одной стороны, может похвастаться и вполне интересным сюжетом, и понятной моралью, и неплохим экшеном, а с другой, слишком затянут, причем весьма топорно, а большинство его персонажей не выдерживают никакой критики. Если бы это был западный фильм, то я однозначно не стал бы его рекомендовать к просмотру, но любителям корейского кинематографа, готовым мириться с его шероховатостями, может статься, он и придется по душе.
50/100
Спасибо за внимание.
Подпишись или гори: @kinoshka
Изображения: Next Entertainment World, Yong Film.