Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
kinoshka
6 лет назад

«Еретик»: мнение без спойлеров

Основанная на реальном жизненном пути пастора Карлтона Пирсона, а точнее, на самом интригующем его отрезке, религиозная драма «Еретик» рассказывает о том, как человек, отдавший проповедованию более 20 лет своей жизни, в один момент может быть заклеймен вероотступником только из-за того, что осмелился вслух задавать неудобные для церкви вопросы, наводящие тень на ее основные догматы. Получилось дискуссионно, но от этого не менее занимательно.

Карлтон Пирсон, пастор-евангелист, всю сознательную жизнь провел во служении богу, постепенно поднявшись до сана епископа по церковной карьерной лестнице. Глядя на мир через призму веру, он привык вести себя прежде всего, как священнослужитель высокого ранга, поэтому, когда родной дядя обращается к нему с просьбой о помощи, Пирсон требует от него покаяния, а не получив согласия, отказывается и помочь. Отчаявшийся родственник решается на самоубийство, а следовательно, по церковным канонам, попадает в ад. Карлтон тяжело переживает эту трагедию, а вскоре на нее накладываются и события в Африке, где тысячи людей умирают не окрестившись, что тоже сулит им исключительно адские муки. Пытаясь укрепить пошатнувшуюся веру, Пирсон обращается к Библии, перечитывая ее снова и снова, и внезапно обнаруживает несколько посланий святых, которые можно трактовать таким образом, что совершенно все люди на планете, вне зависимости от их вероисповедания, места рождения, совершенных ими грехов и т.д., попадут в рай просто потому, что Христос уже отстрадал за грехи всех. Казалось бы, благая весть! Вот только открытие пастора воспринимается в штыки не только церковным руководством, но и его собственной паствой, которая не хочет принимать, что неправедные, с их точки зрения, люди могут обрести вечную жизнь в раю, пока им самим приходится придерживаться строгого морально-этического кодекса.

Вообще, основная сюжетная линия «Еретика» сосредоточена исключительно на пасторе Пирсоне и его кризисе веры, наглядно демонстрируя, насколько болезненно может проходить переосмысление церковных истин в голове одного отдельно взятого человека. Тут вам и слезы, и душевные метания, и стресс невиданной силы, и даже тяжелая депрессия. Проблема в том, что следить за развитием персонажа не очень-то интересно. Вся линия Пирсона привлекает лишь яркой игрой Чиветела Эджиофора, изо всех сил (и небезуспешно) старающегося попасть в образ, но куда более интересно наблюдать за развитием маленьких историй, происходящих вокруг главного героя. И почти все они, за очень редким исключением, рассказывают о том, как мало стоят такие понятия как дружба, честь и преданность в сообществе, фанатично выведшем религию на первое место.

Карлтон Пирсон, в течение 20 лет бывший моральным ориентиром для своей паствы и множества последователей по всей стране, буквально за несколько месяцев теряет все их расположение, а вчерашние друзья рвут с ним все контакты. Да что там друзья, даже родная мать просит Карлтона отказаться от его нового пути! Пастор всего лишь задает вопрос, почему бог, если он любит всех, допускает войны, насилие, голод и прочие ужасные вещи – вопрос, который должен хоть раз прийти в голову любому верующему человеку – но в ответ получает лишь стандартную отмазку о неисповедимых путях господних, а позже и едва ли не прямое обвинение в одержимости дьяволом. «Еретик», по сути, выглядит как очередная религиозная пропаганда, не без этого, но если присмотреться, антиклерикальные настроения картины становятся совершенно очевидны. Кроме самого Пирсона, в фильме лишь один священнослужитель, которого можно назвать положительным персонажем, в то время как остальные показаны далеко не с лучшей стороны, а чаще и вовсе с негативной.

Зато финальная треть «Еретика» преподносит идеи, которые и должна преподносить любая, на мой взгляд, религия: если бог любит всех, то пусть любит, и не надо ему мешать! Это то, чего так не хватает традиционной христианской церкви, насаждающей веру через угрозы неотвратимого наказания на протяжении всей своей истории, вступая в прямое противоречие со своим же Писанием. А еще финальная треть фильма наполнена непробиваемым оптимизмом, и даже для меня выглядит воодушевляюще, хотя я, наверное, хотел бы увидеть несколько другое завершение истории.

Если абстрагироваться от всей идеологической подоплеки, то с художественной точки зрения «Еретика» можно назвать скорее проходным, чем заслуживающим внимания. Картинка совершенно обычная для драмы, а выделяется только музыка – госпел, вполне логичный и ожидаемый для сеттинга картины выбор. Из всего актерского состава блистает только Эджиофор, остальные же периодически появляются на экране, чтобы задвинуть очередную, не слишком эмоциональную речь. Несколько удивило присутствие Джейсона Сигела, которого я привык воспринимать исключительно в комедийном ключе, но нет, в драму актер тоже может, как оказалось, пусть и на небольших дистанциях. Мартин Шин и Дэнни Гловер присутствуют лишь номинально, выдавая на двоих реплик 20 от силы за весь хронометраж картины. Кондола Рашад, которую вы наверняка помните по роли в сериале «Миллиарды», образ получила яркий, совмещающий в себе красоту и женскую мудрость, но какой-то слишком… стерильный, что ли. Эдакая идеальная жена декабриста, но на религиозный манер.

«Еретик» – не самое интересное зрелище с художественной точки зрения, но вполне увлекающее своей идеей и моралью. Точечно подкидывая верующему зрителю всякие неудобные вопросы, над которыми стоило бы поразмышлять, картина, при этом, не кричит ему в лицо: «Отрекись!», как это делают многие другие антиклерикальные произведения. В конце концов, эта история не про то, как отобрать веру у одних, а про то, как дать ее тем, кому в праве верить было отказано из-за закостеневших и покрывшихся пылью времен догматов.

60/100

Спасибо за внимание.

Подпишись или гори: @kinoshka

Изображения: Endgame Entertainment, Netflix.

0
241.289 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые