«Невидимый гость»: мнение без спойлеров

В том, что европейский кинематограф жив, сомнений никаких нет, но иногда очень хочется убедиться в этом еще раз. Например, посмотрев какой-нибудь уютный камерный триллер с незнакомыми актерами от незнакомого режиссера, снятый за копейки где-нибудь в Испании, но при этом дающий фору многим голливудским собратьям по жанру. К счастью, Европа не подводит, и почти всегда можно найти что-то по душе. На этот раз выбор пал на «Невидимого гостя», авторский детективный триллер Ориола Паоло, ставший его второй картиной в карьере. Небольшой спойлер: первое, что я сделал, досмотрев «Гостя», – отыскал и первый фильм режиссера, чтобы посмотреть его следующим. Смекаете, к чему я веду?

У Адриана, успешного бизнесмена, недавно ставшего еще более успешным, в жизни все не так ладно, как ему того бы хотелось. В частности, его обвиняют в убийстве Лауры, его давней любовницы, и все улики, найденные на месте преступления, свидетельствуют против него. Да и само место преступления – запертая изнутри комната, что еще больше убеждает полицию в виновности Адриана, хоть он и утверждает обратное. Его последний шанс – Вирджиния Гудман, специализирующаяся на консультациях и подготовках к суду обвиняемых, и она чертовски хороша в своем деле. За свою карьеру, растянувшуюся на несколько десятков лет, она не проиграла ни одного кейса, и каждый ее клиент выходил сухим из воды, вне зависимости от реальности обвинения. Теперь Вирджиния собирается на пенсию, а дело Адриана станет для нее последним, и уж его-то она не собирается проигрывать ни при каких обстоятельствах. Но для успеха женщине нужно знать абсолютно все, что произошло в номере мотеля, в котором произошло убийство, и даже больше.

Если честно, я даже не знаю с чего начать, потому что в «Невидимом госте» практически нет слабых мест, и хочется похвалить все и сразу. Но надо брать себя в руки, поэтому начну, пожалуй, как и обычно с истории, которая здесь не только лихо закручена, но и крайне тщательно продумана, что сводит на нет логические проколы и сюжетные дыры. Вообще, настолько проработанные фильмы встречаются крайне редко, так что уже только за это триллер Паоло достоин просмотра. А ведь у него масса и других достоинств.

Итак, история. Подается она в виде разговора между Адрианом и Вирджинией, а если быть точным, то в виде продолжительных флэшбэков главного героя, в которых он рассказывает об огромном количестве событий, из-за которых и оказался в своей крайне незавидной ситуации. Такой подход не нов и используется повсеместно, в том числе и в отечественном кинематографе, и я бы не сказал, что слишком мне нравится. Почему-то зачастую выходит так, что события, развивающиеся в настоящем времени, сводятся к ничего не значащим фразам, по сути, не играя больше никакой роли для развития истории. Ориол же поступает иначе: закончив с очередным флэшбэком, режиссер довольно прямолинейно суммируют всю имеющуюся информацию, как бы выделяя ее для зрителя, чтобы тот не потерял нить повествования. Понимаете? В отличие от своих коллег по цеху, Паоло не старается запутать зрителя миллиардом лишних деталей, чтобы скрыть за ними возможные твисты, а наоборот помогает структурировать знания, полученные в очередном куске истории. И крутость этого приема просто зашкаливает. Во-первых, даже невнимательный зритель сможет всегда оставаться в курсе событий, что неизбежно заставит его делать выводы из увиденного, т.е. его вовлеченность всегда будет оставаться на высоком уровне. Во-вторых, внимательный зритель сможет строить еще больше догадок и делать еще больше выводов из того, какую именно информацию режиссер решил подчеркнуть после флэшбэка. Хороший детектив и так похож на аттракцион для ума, но «Невидимый гость» в этом плане выходит на какой-то новый уровень.

А еще повествование построено таким образом, что каждый новый твист не перечеркивает все, что зритель знал до этого, а дополняет. Простой пример: на временной отметке «00:07:15» я сделал первое предположение, в чем может заключаться основная интрига фильма; на «00:26:57» я сделал второе предположение, которое вообще не похоже на первое, но при этом и его тоже делает более вероятным! Третье предположение, в итоге оказавшееся верным, кстати, точно так же подкрепляло предыдущие два. Часто детективы сравнивают с паззлами, но «Невидимый гость» – куда более сложная, умная и тонкая головоломка, от которой буквально приходишь в восторг.

К сожалению, есть и ложечка дегтя в этой огромной цистерне меда, созданной Ориолом Паоло. Дело в том, что финальный твист читается примерно в середине фильма, что существенно портит от него впечатление. Но сразу оговорюсь: вина режиссера в этом минимальна, а всю ответственность я возлагаю на скромный бюджет картины. Будь он хотя бы в два раза больше, то «Невидимый гость» смог бы похвастаться еще и одним из самых непредсказуемых финальных твистов кинематографа. Но не сложилось, очень жаль. Впрочем, общее впечатление от фильма все равно ничуть не страдает.

Ну и грех не упомянуть, насколько точно картина выверена с моральной точки зрения. События, описанные в ней, откровенно чудовищны, но каждый раз, когда ты думаешь, что ниже уже пасть нельзя, Ориол подкидывает очередной твист, заставляя эмоции своих зрителей вспыхивать с новой силой. И что примечательно, несмотря на явную предрасположенность «Невидимого гостя» пусть и к справедливому, но очевидно противозаконному финалу, который явно понравился бы зрителю больше, автор фильма сделал его правильным, поставив этику и закон на первое место. Для истории «Невидимого гостя» подошли бы обе развязки, но первый вариант оказался бы более зрелищным, хоть и неправильным, и большой респект Ориолу, что он выбрал второй. Такое решение потребовало некоторой силы воли и характера, и отрадно видеть, что еще есть режиссеры, не ставящие личную выгоду на первое место.

Ну и традиционно закончу актерами, о которых, собственно, и говорить особо нечего. Марио Касаса, сыгравшего Адриана, раньше я видел только в забавной комедии «Убойный огонек», но это совсем другой жанр, и образ у него в ней тоже был совсем другой. В «Невидимом госте» же актер выглядит вполне убедительно, хоть звезд с неба и не хватает. Ана Вахенер, которой досталась роль Вирджинии, местами откровенно переигрывает, но в общем и целом претензий к ней никаких нет. Остальные члены каста отрабатывают примерно на том же уровне, так что каких-то явных проседаний в актерской игре я не заметил: исполняют без изысков, но качественно.

«Невидимый гость» – великолепный детективный триллер родом из Испании, один из лучших в жанре, что я смотрел за последние несколько лет, если не больше. Интересная, прекрасно продуманная история, умные твисты, нормальные актеры – все составляющие картины работают вместе как единый организм, превращая просмотр фильма в напряженное и увлекательное занятие. Категорически рекомендую.

90/100

Спасибо за внимание.

Подпишись или гори: @kinoshka

Изображения: Nostromo Pictures, Film Factory Entertainment.

киномнениеневидимый-гостьpskchaos-legion
172
145.386 GOLOS
0
В избранное
Киношка!
Кино, книги, сериалы и комиксы
172
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые