На стиле: Джон Карпентер

Аккурат посреди осени на большие экраны возвращается «Хэллоуин», продолжение самой первой части хоррор-франшизы, и хотя Джон Карпентер решил не усаживаться в режиссерское кресло, на съемочной площадке он присутствовал в качестве исполнительного продюсера картины. А еще с неделю назад она обзавелась первым трейлером, вполне достойным, на мой взгляд, и все это подвигло меня сделать именно Карпентера главным героем нового выпуска «На стиле».

Вообще, карьера режиссера напоминает настоящие американские горки: от низкобюджетного независимого кино он в какой-то момент пришел к довольно дорогим картинам, признанию и успеху, затем несколько раз сильно облажался и вернулся обратно к инди-фильмам, что делает его творческий путь еще более интересным. К тому же Карпентер, вопреки распространенному мнению, в своей фильмографии имеет не только хорроры, но именно этот жанр во многом определяет его как режиссера, и в большей степени именно с этой точки зрения я буду рассматривать его творчество. В конце концов, не даром он считается Князем тьмы от мира кино, и не только из-за одноименной картины 1987 года.

МУЗЫКА И ЗВУКИ

Несмотря на то, что начинаю я, как правило, с визуальных режиссерских приемов, в этот раз на первом месте будет звуковое сопровождение фильмов. Отец Джона, преподававший музыку в Университете Южной Каролины, а позже возглавивший факультет, привил свою любовь и сыну, что впоследствии позволило тому не размениваться на сотрудничество с другими композиторами, а сочинять музыку к своим картинам самостоятельно. Думаю, мне не нужно объяснять важность звукового сопровождения в хоррорах. И так очевидно, что правильная музыка и звуковые эффекты – 80% успеха.

Просто нажмите PLAY и послушайте

Если говорить о Карпентере как о композиторе, то можно выделить две основных особенности. Во-первых, именно он стал одним из первых активно использовать синтезаторы для создания своих музыкальных композиций, что в 70-80 гг. позволило режиссеру наполнить свои картины по-настоящему мрачной и, что важнее, запоминающейся музыкой. Даже сейчас, спустя 40 лет после премьеры, заглавная тема «Хэллоуина»… будоражит. При ее прослушивании не возникает никаких сомнений, для какого киножанра была написана данная композиция, и с точки зрения наследия – это потрясающе.

Во-вторых, Карпентер всегда был приверженцем минимализма, в чем вы убедитесь ниже, и его пристрастие полностью нашло свое отражение в музыке. Никаких чрезмерно сложных партитур, никакого претенциозного эпика, но при этом его композиции, записанные с использованием всего несколько инструментов, могут быть и эмбиентом для создания напряжения, и невообразимым миксом из фолка, диско и поп-музыки – все на алтарь атмосферности!

МРАК И ХОЛОД

Так вот, минимализм. Свою карьеру Карпентер начал практически без гроша за душой, что не позволило ему использовать на съемочной площадке большое количество дорогих декораций, зато развило в нем ценное умение обходиться тем, что есть под рукой. Даже если под рукой почти ничего и нет. В итоге его картины редко могут похвастаться широким размахом в плане локаций и их убранства, зато представляют собой наглядный пример, как понимание психологии зрителя позволяет создать конкурентную картинку за три копейки.

Простые формы, естественное освещение, что автоматически делало отснятый материал более мрачным, малое количество локаций, характерная операторская работа, цветовое кодирование, в котором превалировали холодные оттенки, – все это работает на создание эффекта присутствия, о котором так много говорят, когда речь заходит о хоррорах, но лишь немногим режиссерам удается этого эффекта добиться в действительности. К тому же, словно извиняясь перед менее чувствительным зрителем, Карпентер нередко вводит в свои картины крошечную комедийную составляющую, что придает всему несколько дурашливый тон и позволяет воспринимать картинку чуть менее серьезно.

Есть, правда, и минусы в минимализме. Например, Карпентер стал популяризатором «дрожащей камеры», используемой, когда нужно создать перспективу от первого лица, чтобы максимально приблизить зрителя к происходящему на экране. Да, этот прием работает, но лично мне кажется слишком примитивным, а самое печальное, что он до сих пор активно используется, и иногда даже является главной киллер-фичей того или иного фильма. Можно понять и простить тряску в тех случаях, когда режиссер хочет едва ли не физически воздействовать на зрителя, попытавшись вызывать у него головокружение, например, но просмотр современных картин в псевдодокументальном стиле – сущее мучение.

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ

Использование реальных имен и географических названий – наверное, самый известный режиссерский прием Джона Карпентера. Не утруждая свою фантазию выдумыванием вымышленных, он без зазрения совести давал своим персонажам имена близких и знакомых людей, помещая их в городки, чьи названия он когда-то слышал. Тот же «Хэллоуин», например, целиком состоит из заимствований из реальной жизни, начиная от имен главной героини и антагониста, заканчивая второстепенными персонажами и названиями улиц. Но не стоит судить его за это, ведь нередко режиссер таким образом отдавал дань уважения, называя своих персонажей в честь кинематографистов и писателей, оказавших на него наибольшее влияние.

А еще не чурался Карпентер и «говорящих имен» – этот термин вы наверняка помните из школьного курса литературы. В «Темной звезде», первом полнометражном фильме режиссера, этот прием заметен лучше всего. Имя сержанта Дулиттла, общающегося с Бомбой #20, – явная отсылка к доктору, способному разговаривать с животными. Сержант Пинбэк – аналогия на Пинхэд (Pinhead), что полностью характеризует его личность, в чем зритель убеждается по ходу фильма, а смысл клички Бойлер, думаю, в дополнительных объяснениях не нуждается вовсе.

КАМЕО

Карпентер, большой и ярый поклонник творчества Альфреда Хичкока, не только вдохновлялся его фильмами, но и перенял его фишку с камео в собственных картинах. Правда, в отличие от Отца триллера, Князь тьмы предпочитал появляться где-то далеко на задних планах, зачастую спиной к камере, а иной раз и вовсе лишь голосом. Так было, например, в «Темной звезде», «Хэллоуине» и «Чужих среди нас». Порой, правда, светиться в кадре приходилось немного дольше. Дело в том, что у Карпентера была самая настоящая лицензия на управление вертолетами, так что, когда они появлялись в его фильмах, то он сокращал производственный бюджет просто самостоятельно садясь за штурвал. И еще из общей картины выбивается сериал-антология «Мешки для трупов», в котором Карпентер все же исполнил настоящую роль, пусть и небольшую – сумасшедшего коронера.

На этом всё. До выхода «Хэллоуина» осталось 125 дней, я искренне надеюсь, что картина окажется достойной и, чем черт не шутит, станет первым шажочком к воскрешению франшизы. Надеюсь, вы придерживаетесь того же мнения.

Спасибо за внимание.

Подпишись или гори: @kinoshka

Изображения: AVCO Embassy Pictures, Falcon Films, Warner Bros., Showtime.

кинона-стиледжон-карпентерpskchaos-legion
25%
1
159
142.457 GOLOS
0
В избранное
Киношка!
Кино, книги, сериалы и комиксы
159
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые