Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
kinoshka
6 лет назад

«Эвтанайзер»: мнение без спойлеров

До сегодняшнего дня существовало всего три финских фильма – «Новый человек», «Черный лед» и «Человек из прошлого», которые прочно запали мне в память. Сегодня к ним добавился и «Эвтанайзер» режиссера Теэму Никки. Вот только если первая троица запомнилась исключительно с положительной стороны, ведь это действительно интересные и самобытные картины, то предмет сегодняшнего обзора – с отрицательной. Совсем.

Вейхо очень любит животных, просто души в них не чает, и поэтому выбранная им работа вызывает некоторое удивление. Дело в том, что он – эвтанайзер, т.е. человек, убивающий животных. Да, исключительно из гуманистических побуждений, чтобы облегчить им страдания, например, но тем не менее. Впрочем, прежде чем осуществить акт эвтаназии, Вейхо устраивает хозяевам несчастных зверушек натуральный допрос: зачем усыплять животное, хорошо ли с ним обращались и т.д. и т.п., и если ответы ему не нравятся, то он изо всех сил старается морально унизить своих клиентов, чтобы вызвать у них чувство стыда. Получается у него это настолько хорошо, что даже удивительно, почему на него так никто и не подал в суд. Впрочем, история «Эвтанайзера» не про обиженных клиентов, а начинается она в тот момент, когда к Вейхо приводят на усыпление собаку, которая просто надоела своему хозяину. Понимая, что убивать ее будет несправедливым поступком, эвтанайзер решает пощадить пса, даже не догадываясь, к каким последствиям это приведет.

Даже после получасовых размышлений я так и не понял, в чем заключается основная идея этого фильма, и что именно хотел сказать режиссер своему зрителю. Такое ощущение, что однажды ему пришла в голову мысль: «А что если бы “Джон Уик” был драмой?», и даже не потрудившись эту идею как следует продумать, Теэму Никки бросился на съемочную площадку. В результате его «Эвтанайзер» выглядит бессвязной кучкой короткометражек, объединенных лишь основными персонажами, любую из которых можно выбросить из картины без ущерба для сюжета. И вовсе не потому, что он так здорово прописан, а потому, что вся середина фильма состоит из абсолютно бесполезных и неинтересных арок. Большинство из которых, кстати, тоже не имеют ни предыстории, ни развязки.

Наиболее вопиющий пример – сюжетная линия отношений Вейхо с отцом, лежащим при смерти в хосписе. Из контекста становится понятно, что отец в чем-то провинился перед сыном много лет назад, но режиссер не делает и намека, в чем именно. Более того, в фильме вообще нет какой-либо экспозиции, а все персонажи предстают уже полностью сформировавшимися личностями. Личностями очень неординарными, и поэтому требующими хоть какой-то предыстории. При этом Теэму настойчиво намекает аудитории, что эмоционально она должен встать на сторону главного героя в любом конфликте, но никаких предпосылок к этому нет. Да, Вейхо получился очень живым и колоритным персонажем со своими плюсами и минусами, но для сопереживания нужно нечто большее, чем просто быть главным героем, а с этим у «Эвтанайзера» полный провал.

Единственным хоть как-то раскрытым героем, как ни странно, можно назвать Петри, автомеханика и по совместительству кого-то вроде главного антагониста. У него в разы меньше экранного времени, чем у Вейхо, но при этом из его телефонных разговоров с женой, детьми, из общения с начальством и дружками легко складывается образ глубоко несчастного человека, павшего жертвой собственной слабости и желания всеобщего одобрения. Вот ему сопереживать получается, хоть его поступки никак нельзя назвать положительными. Просто Петри получился личностью, а Вейхо – лишь идея личности, созданная из гипертрофированной любви к животным. На протяжении какого-то времени режиссеру удается маскировать за этой характеристикой абсолютную пустоту главного героя, но уже к середине фильма эти попытки становятся тщетными.

Лишь финал оправдывает полтора часа нелогичной тягомотины, разворачивающейся на экране, и он получился действительно неплохим. И это с учетом всех сюжетных провалов, предлагавшихся зрителю до этого. Если на секундочку представить, что Теэму Никки мог бы потратить на сценарий не 10 минут, а хотя бы 20, то даже становится грустно от осознания, насколько потенциально хороший фильм мы потеряли. Тем более что с картинкой и музыкой у «Эвтанайзера» все в полном порядке – они замечательно вписываются в общее настроение картины, создавая происходящим событиям отличный депрессивный фон – в хорошем смысле слова.

«Эвтанайзер» – медленная разговорная драма, снятая для – и я очень старался избежать этого слова – зоошизы и им сочувствующих. Не знаю, какой смысл вкладывал автор в свое произведение, но видна лишь идея превосходства жизни животного над человеческой, неловко помещенная в декорации межличностных конфликтов. Выглядит скучно, нелогично и надуманно. А ведь потенциал у картины был, но от этого еще грустнее. Не рекомендую

30/100

Спасибо за внимание.

Подпишись или гори: @kinoshka

Изображения: It's Alive Films.

0
140.650 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые