Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
kinoshka
6 лет назад

На стиле: Гай Ричи

В своем мнении о «Большой игре» я упоминал, что о режиссерском видении Аарона Соркина в силу объективных причин говорить пока что слишком рано, ведь за его плечами стоит всего один полнометражный фильм – собственно, «Большая игра». Зато есть масса других режиссеров, чей стиль формировался годами в работе над множеством проектов, и характерные черты этого стиля стали своего рода их визитной карточкой.

Сегодня я начинаю новую рубрику, в которой буду рассказывать о самых ярких и популярных режиссерах современности, а точнее, подробно и с примерами остановлюсь на их стиле, приемах и фишках, позволяющих безошибочно определить, кто именно снял тот или иной фильм. И первым героем рубрики «На стиле» станет Гай Ричи, о котором я вспоминал буквально несколько дней назад, и который лично у меня прочно ассоциируется с криминальными комедиями, хотя в последние годы его фильмография стала куда более разножанровой.

Не думаю, что человек, подаривший нам «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» и не совсем обычное, но очень захватывающее переосмысление историй о Шерлоке Холмсе, нуждается в особом представлении, так что, с вашего позволения, разрешите начать.

Быстрый монтаж

Сразу оговорюсь, что я рассматриваю режиссерские приемы с точки зрения обычного зрителя, и вполне возможно, что в профессиональных кругах существует какая-то своя устоявшаяся терминология, о которой я не имею ни малейшего понятия. Например, под «быстрым монтажом» я подразумеваю последовательность очень коротких сценок, длящихся не более секунды-полутора, и складывающихся в одну осмысленную и более длинную сцену.

У Гая Ричи самым известным, но не единственным фильмом, использующим такой прием, является «Большой куш», и речь, конечно, о полете Ави в Лондон (и обратно).

Вся последовательность, с броска трубки и до знаменитого «Shut up and sit down you big bald fuck», длится всего лишь пять секунд, но мало того, что сама по себе выглядит чрезвычайно стильно, так еще и многое рассказывает о нашем друге Ави. Например, о его решительности, твердости, заносчивости и, подозреваю, нелюбви к перелетам.

В «Рок-н-рольщике» быстрый монтаж используется в самом начале фильма, и сцена с ним длится еще меньше, чем в «Большом куше» – всего полторы секунды! Но она превосходно визуально дополняет слова рассказчика, повествующего о том, кто такой настоящий рок-н-рольщик и что им движет, задавая тон всему происходящему в дальнейшем.

В «Револьвере» быстрый монтаж выглядит намного медленней, чем в предыдущих двух фильмах, но и выполняет куда более серьезную задачу. Теперь это не просто стильная интермедия для смены локаций или краткая, но емкая характеристика персонажа, а полноценный инструмент для иллюстрации слов героя Джейсона Стейтема. Стремительные движения шахматных фигур по доске, отрывистые фразы, быстрые флэшбеки: пока Джейк Грин объясняет Ави (другому) формулу разводки, все происходящее на экране работает на усиление эффекта удивления от его слов. Таким образом, с помощью быстрого монтажа Гай Ричи не только визуально усиливает саму сцену, но и выстраивает небольшую ретроспективу, с помощью которой доносит до зрителя потенциально сложную идею, а также объясняет, откуда она возникла.

Яркий экшен

Говоря по правде, я сомневался, стоит ли включать «яркий экшен» в список режиссерских особенностей Гая Ричи, ведь и другие кинематографисты не лыком шиты, да и сам по себе хороший экшен сегодня не так уж редок. Но в итоге все же решился, и вот почему.

Гай Ричи, как большой поклонник боевых искусств, добившийся на этом поприще немалых успехов, не обходится в своих фильмах без сочного мордобоя. Причем, и это уже характерно, поединки подаются в виде самостоятельного элемента, а не как следствие избитого «закончились патроны, пора помахать кулаками».

Почти во всех его фильмах есть полноценные, большие и красиво снятые сцены рукопашного боя, но больше всего, конечно, выделяется тот же «Большой куш» и дилогия «Шерлок Холмс». Схватки в этих фильмах быстрые, адреналиновые, с отличной хореографией. В 2000 году, когда весь киномир под впечатлением от «Матрицы» все еще эксплуатировал слоу моушен, Гай Ричи наоборот постарался от него уйти, используя лишь в редких моментах, и после почти всегда ускоряя происходящее на экране. Да и в целом сло-мо чаще задействовался для детального показа эмоций толпы, чем для акцентирования на особенно мощном ударе – для этого Ричи применяет стоп-кадры.

В «Шерлоке Холмсе» рукопашка и вовсе вышла на новый уровень, во многом благодаря приему с детальным описанием того, что и зачем сейчас сделает главный герой, а также последствиями всего этого безобразия, полностью выполненном в том самом сло-мо и повторенном в ускорении. На момент выхода «Шерлока Холмса» это выглядело свежо и здорово, и именно поединки стали самой обсуждаемой темой среди зрителей, хотя в картине было (и есть) немало других положительных сторон.

Впрочем, не чурается Гай Ричи и экшена с использованием оружия, который тоже снят не совсем обычно. Лично для меня самым ярким примером служит сцена перестрелки с Утилизатором из «Револьвера», в которой камера скользит между сценами, чтобы показать всех участников заварушки, находящихся в разных комнатах и даже на разных этажах здания. Единственный минус – немного переборщил Ричи с необязательными зумами, без них вся сцена смотрелась бы лучше. На мой взгляд.

Персонажи

В рецензии на «Сливки Хакни» я писал, что персонажи Гая Ричи, помимо прочих плюсов, обладают еще и убойной харизмой. И это еще одна отличительная черта режиссера – у него нет неинтересных героев, которые не смогли бы зацепить зрителя хоть чем-то.

От Топора в «Картах, деньгах, двух стволах» и Томми в «Большом куше» до Шерлока Холмса в одноименном фильме и Ильи Курякина в «Агентах А.Н.К.Л.» - все эти персонажи яркие, фактурные, живые. Их ванлайнеры растаскиваются на цитаты, и я лично до сих пор употребляю некоторые из них. Из «Большого куша» особенно часто, если вам интересно.

Перекрестный и закольцованный сюжет

Для этого приема я так и не смог подобрать лаконичного названия, поэтому сразу прошу прощения за несколько неуклюжий подзаголовок. Зато он прекрасно отражает суть!

Многие фильмы Гая Ричи, и в частности «Карты, деньги, два ствола» и «Шерлок Холмс», больше сосредотачиваются не на том, почему происходят какие-то события, а на том, как они происходят, и что происходит вообще. Зачастую режиссер напрочь игнорирует традиционную экспозицию, ставя зрителя перед свершившимся фактом уже в начале повествования, а затем постепенно раскручивая историю в нескольких направлениях.

Сюжеты фильмов Ричи частенько пересказывают события, которые зритель уже видел в них ранее, но с точки зрения других персонажей или с другой перспективы – это делается с целью объяснить мотивы героев или показать предпосылки произошедшего. Иногда режиссер подряд показывает сцены, чьи события происходят в один момент времени, но с разными персонажами и в разных локациях. И именно явные или неявные отношения между этими персонажами двигают историю вперед.

В «Шерлоке Холмсе» сюжет и вовсе закольцован. Если помните, история берет свое начало с того, что Холмс и Ватсон успешно закрывают дело, и это служит причиной начала еще большего кризиса, вокруг которого и строится весь конфликт картины. Но в самом конце Шерлок в свойственной ему манере возвращается к первоначальным событиям, объясняя зрителю их смысл, чтобы тот мог до конца понять и все остальное. Иными словами, вроде бы уже закрытое дело служит катализатором для основного сюжета, а также самым непосредственным образом принимает участие в кульминации всего фильма. Похожий прием использовался и в «Картах, деньгах, двух стволах».

Рассказывая свои истории, Гай Ричи неизменно выстраивает с виду громоздкие и сложные связи между персонажами и событиями, а затем постепенно убирает из получившейся схемы все громоздкое и сложное, приводя сюжет к его кульминации, которая, в свою очередь, связана с самым началом фильма. В результате сама подача истории становится не менее интересной, чем ее конфликт, а это делает зрительский опыт ярким и запоминающимся.

Картины Гая Ричи вряд ли можно назвать гениальными в своей сути, но фирменный подход режиссера практически делает их таковыми. Первый просмотр почти любого его фильма (кроме «Меча короля Артура», разве что) обычно заканчивается отличным майндфаком, вызванным полным осознанием всего произошедшего в картине и того, как зрителя мастерски подвели к финалу. А хороший майндфак дорогого стоит, знаете ли.

Спасибо за внимание.

Подпишись или гори: @kinoshka

Изображения: Warner Bros.

32
198.767 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые