Проверка временем #3: Правдивая ложь
«Правдивая ложь», которую я впервые посмотрел где-то в конце 90-х, а позднее несколько раз пересматривал, относится к тому редкому типу фильмов, которые с годами не устаревают. И выбирая его для очередного выпуска «Проверки временем», я немного сжульничал, ведь никаких сомнений, что картина мне в очередной раз понравится, у меня не было.
Гарри Таскер, обычный офисный служащий, уже много лет счастлив в браке и воспитывает дочь подросткового возраста. Жизнь Гарри состоит из постоянных разъездов по делам компании, а в остальном она примечательна чуть менее, чем полностью. Именно так считают его жена, дочь и соседи, но все они кардинально заблуждаются. На самом деле, Гарри – полевой агент секретной правительственной организации Сектор Омега, являющейся «последней линией обороны». Как не трудно догадаться, обороны от террористов и прочих плохишей, посягающих на внутреннюю и внешнюю безопасность США. И вскоре Гарри придется в полной мере проявить все свои навыки, ведь в очередные разборки с плохими парнями оказывается втянута его собственная семья и ставки высоки как никогда.
«Правдивая ложь» – комедийный боевик, снятый Джеймсом Кэмероном, его третий опыт сотрудничества с Арнольдом Шварценеггером – после двух частей «Терминатора» – и шестая режиссерская работа в карьере. В отличие от предыдущих фильмов, снятых Кэмероном, и подаваемых исключительно на серьезных щах, «Правдивая ложь» получилась очень легким и приятным комедийным боевиком без особых подтекстов или какой-то глубокой морали. Все жизненные уроки, которые можно извлечь из просмотра, лежат на поверхности: не лги своей семье, не пасуй перед лицом опасности, не щади террористов. В принципе, большего от комедийного боевика ждать не приходится, да и не нужно. Являясь сугубо развлекательным фильмом, «Правдивая ложь» со своей задачей – не дать заскучать зрителю на протяжении почти двух с половиной часов – справляется на 101%.
Кэмерон, очень тонко почувствовавший грань между комедией и боевиком, хоть для него это и был первый подобный опыт, сосредоточился на том, чтобы «Правдивая ложь» не превратилась в какие-нибудь «Горячие головы». Иными словами, хоть в его фильме и есть явная пародия на ту же Бондиану, но она не выглядит карикатурно: отсылка здесь, реверанс там – все просто и со вкусом. В итоге комедийные элементы вписаны в фильм очень грамотно, гармонично соседствуя и с мирными сценами, и с ураганным экшеном. А еще Кэмерон шутит не одними ванлайнерами, чем грешат многие режиссеры, работающие в жанре боевика, и считающие, что какой-нибудь юморной фразы от главного героя будет достаточно, но и образами. И как я говорил выше, получается у него очень цельно и убедительно.
К слову об экшене. «Правдивая ложь» сделала качественный рывок от картин 80-х, в которых все подряд палили в белый свет как в копеечку, а попадания им засчитывались только по большому блату, и перестрелки в фильме выглядят вполне неплохо. Конечно, это все еще не «Джон Уик», но уже и не «Бегущий человек», что являлось несомненным прогрессом для жанра. Подкрепляют происходящее на экране и визуальные эффекты. Удивительное дело, в 2018 году «Правдивая ложь» выглядит очень достойно даже в сравнении с современными фильмами, а небольшие недочеты с хромакеем ей легко можно простить. В конце концов я могу назвать далеко не одну ленту, вышедшую не так давно, у которой изъяны хромака видны куда сильнее. «Защитники» Андреасяна, например, хе-хе. Кстати, «Правдивая ложь» даже была номинирована на премию Оскар за свои визуальные эффекты, но уступила великому «Форресту Гампу».
Ну и раз речь зашла о кинопремиях, то не могу не упомянуть перформанс Джейми Ли Кертис, получившей за него Золотой глобус. Имея за плечами более двух десятков актерских работ, Джейми к «Правдивой лжи» подошла со всей ответственностью и опытом, создав на экране очень живой и реалистичный образ женщины, жены, матери, все больше устающей от ежедневной бытовой рутины, но совершенно преображающейся в стрессовой ситуации. И знаменитый танец актрисы в одном белье показывает этот момент очень тонко – от скованности к раскрепощенности, но без малейшего намека на пошлость. Как по мне, получилось очень здорово. Жаль, что жюри Академии киноискусств моего мнения не разделило, и актриса не получила даже номинации на премию Оскар.
Кстати, «Правдивая ложь» стала одним из первых фильмов Элайзы Душку, которая пятнадцать лет спустя будет блистать в великолепном, но преступно недооцененном «Кукольном домике» Джосса Уидона. И да, еще здесь есть потрясающая Тиа Каррере, молодая и находящаяся на пике популярности, еще не скатившаяся до «Разборок в Маниле». Такие дела.
В общем, «Правдивая ложь» проверку временем проходит легчайше. У Джеймса Кэмерона получился действительно отличный фильм, который и сейчас смотреть все так же интересно, как в детстве. Не скажу, что лента вышла прям «на века», но в 2018 она объективно на голову выше многих современных картин. И это здорово.
Спасибо за внимание.
Подписывайтесь, будет интересно: @kinoshka
Изображения: Lightstorm Entertainment, 20th Century Fox.