Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
kinoshka
6 лет назад

Проверка временем #5: «Универсальный солдат» (1992)

На этой неделе проверку временем я решил устроить «Универсальному солдату», пятому фильму Роланда Эммериха, который в 1992 году еще не страдал гигантоманией и тягой к глобальным разрушениям всего сущего. В детстве этот фильм стоял в одном ряду с лучшими боевиками 90-х, и хотя с годами у меня все чаще возникали подозрения, что он был не так уж и хорош, как мне когда-то казалось, в течение долгого времени я не решался эти подозрения подтвердить или опровергнуть. До сегодняшней ночи.

Люк Деверо (Ван Дамм) и Эндрю Скотт (Лундгрен) убивают друг друга во вьетнамских джунглях из-за непреодолимых этических разногласий. Более двадцати лет спустя они возвращаются к некому подобию жизни в виде универсальных солдат – генетически измененных бойцов с промытыми мозгами и подчищенной памятью, превосходящих обычных людей буквально во всем. Теперь бывшим врагам придется сообща бороться с террористами и прочими плохими ребятами, но продлится эта идиллия недолго: посттравматическое стрессовое расстройство, которым страдает и Люк, и Эндрю, пробивает все ментальные блоки, установленные учеными, и выводит старую вражду на новый уровень.

Выйдя на большие экраны, «Универсальный солдат» сразу же огреб целую кучу обвинений во вторичности. В частности, западные кинокритики посчитали, что фильм эксплуатирует идеи «Терминатора 2», к тому же не очень удачно. Уж не знаю, чем эти самые кинокритики смотрели, но уж явно не глазами: лично я никакой схожести с картиной Кэмерона не увидел. Ну ладно, с о-о-очень большой натяжкой за таковую можно посчитать линию защиты Люком репортерши Вероники, но даже в этом случае различий куда больше, чем похожих моментов. Кстати, эти же критики назвали фильм Эммериха «типичным и бессмысленным боевиком», с чем я тоже не совсем согласен.

Дело в том, что для боевика «Универсальный солдат» обладает удивительно малым количеством экшен-сцен, а большую часть хронометража занимают разговоры. Согласитесь, для жанра такое разделение совершенно нетипично. Если не брать во внимание какие-то филлерные драки главных героев со всякими байкерами и вышибалами, то получается, что «Универсальный солдат» предлагает всего четыре большие экшен-сцены, причем финальный бой Деверо и Скотта – не самая крутая из них. При таком подходе, чтобы фильм удался, Эммерих просто обязан был занять освободившееся от драк и перестрелок время чем-то интересным. Справился режиссер лишь отчасти.

Учитывая, что «Универсальный солдат» затрагивает довольно щекотливую с моральной точки зрения тему, ее обсуждений в фильме совсем мало. Просто представьте, если в наше время выяснится, что какое-нибудь правительство возвращает к жизни мертвых людей, чтобы штамповать из них безэмоциональных и покорных солдат – доморощенные правозащитники и диванные бойцы за социальную справедливость впадут в настоящую ярость, заклеймив позором всех причастных. А как показывает практика, их мнение, внезапно, действительно на что-то влияет.

Так вот, в «Универсальном солдате» эта дилемма – что лучше: использовать уже погибших людей или рисковать еще живыми – затрагивается лишь поверхностно. Где-то там, далеко на периферии повествования как бы подразумевается, что Вероника шокирована происходящим и при случае сразу же расскажет все широкой общественности, но каких-то активных действий в этом направлении девушка не принимает. Да и вообще, уж слишком быстро и легко обычный гражданский принял к сведению, что путешествует в компании с ожившим трупом.

Ну хорошо, с синдромом поиска глубинного смысла у «Универсального солдата» не задалось, так почему же я не согласен с мнением западных кинокритиков о бессмысленности картины? Дело в том, что если совсем немножко углубиться в историю, то становится видно, как фильм Эммериха пытается донести до зрителя простые и понятные антимилитаристские лозунги: здесь и жестокость Вьетнамской войны, и ПТСР, покалечивший немало жизней вернувшихся с войны солдат, и проблема которого была актуальна не один десяток лет. В детстве, по понятным причинам, ничего этого я заметить не мог: мне хотелось побольше перестрелок и крутых драк с крутыми главными героями, а о чем они там болтают в перерывах – дело третье. Сейчас же не слишком тщательно запрятанные Эммерихом подтексты видны ясно и четко. Проблема в том, что ну совсем не тот жанр он выбрал для публичной демонстрации своих взглядов.

«Универсальный солдат» заявлялся боевиком и в сути своей, как ни крутим, им и является. И никакой боевик, а уж тем более претендующий на звание хорошего, не должен страдать от недостатка экшена, а картина Роланда именно от него и страдает. Какие бы важные темы не затрагивались в диалогах главных героев, включая боевик любой зритель хочет драйва и безумного экшена, а не философских размышлений о сущем, и с этим «Универсальный солдат» не справляется. Однажды поняв, к чему ведет режиссер, какие идеи он транслирует зрителям через главных героев фильма, следить за его мыслью становится откровенно скучно, а больше он ничего предложить и не может.

Кое-как разряжают обстановку Ван Дамм и Лундгрен, но лишь со второй половины фильма, ведь в первой их задачей было пялиться в камеру с каменным лицом. Если бы в картине не было Элли Уокер, сыгравшей Веронику, то «Универсального солдата» можно было бы назвать эталонным примером картины, вызывающей у зрителя столько же эмоций, сколько показывают ее герои, т.е. ноль. Но актриса жжет напалмом, и я ответственно заявляю – первую половину фильма она тянет на своих плечах в одиночку, да и во второй не теряется, внося свою лепту в творящийся на экране хаос.

Картинку в фильме 1992 года я разбирать не стану, лишь скажу, что выглядит она не так уж и плохо даже сегодня, так что время подводить итоги.

«Универсальный солдат» проверку временем прошел, но совсем не потому, что он оказался таким же хорошим боевиком, каким мне помнился по детским воспоминаниям. Боевиком он оказался средним, зато неожиданно обнаружившийся моральный посыл меня однозначно порадовал. Фильму бы хотя б удвоить свой бюджет, чтобы докинуть в него экшена и подтянуть картинку еще сильнее, и кто знает, возможно, он тоже стал бы культовым. Но увы, история не знает сослагательного наклонения.

Спасибо за внимание.

Подпишись или гори: @kinoshka

Изображения: TriStar Pictures, Centropolis Entertainment.

3
0.429 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые