Триллеры и хорроры, получившие премию Оскар
Буквально вчера я сетовал на то, что в последние годы появляется не так уж много триллеров и ужастиков, заслуживающих внимания. Сегодня же я в очередной раз пересматривал «Мизери», экранизацию романа Стивена Кинга, и в очередной раз восхищался талантом Кэти Бейтс, сыгравшую Энни Уилкс. И где-то ближе к концу фильма мне подумалось, как же так вышло, что такая роль не была отмечена Оскаром? Но оказалось, что я заблуждался: в действительности Бейтс все же получила премию Академии за лучшую женскую роль, что навело меня на мысль выяснить, какие еще фильмы подобного жанра были отмечены главной кинопремией мира.
Не желая умалить заслуг операторов, гримеров, звуковиков и т.д., я все же опущу фильмы, победившие в технических номинациях, тем более, что это для жанра довольно обычное дело, оставив только те, которые смогли получить заветную статуэтку в главных: актерские номинации, сценарные, лучшая режиссура и лучший фильм.
Доктор Джекилл и мистер Хайд, 1931
Классический фильм ужасов Рубена Мамуляна, снятый по повести Роберта Льюиса Стивенсона, мог получить Оскар аж в трех номинациях: лучшая операторская работа, лучший адаптированный сценарий и лучшая мужская роль. С первыми двумя не сложилось, зато старания Фредрика Марча, сыгравшего главную роль, все же были отмечены – актер получил первый из двух Оскаров в своей карьере.
Ребенок Розмари, 1968
Первый опыт Романа Полански в экранизации романов стал культовым саспенс-триллером, который и спустя 50 лет с момента выхода смотрится на отлично. Естественно, что столь выдающаяся работа была отмечена несколькими кинопремиями, в том числе и Оскаром за лучшую женскую роль второго плана, который получила Рут Гордон, сыгравшая Минни Кастевет. Роман Полански, кстати, тоже был номинирован за лучший адаптированный сценарий, но статуэтка ушла на полку Джеймса Голдмена за работу над фильмом «Лев зимой».
Изгоняющий дьявола, 1973
В 1971 году свет увидел роман «Изгоняющий дьявола» за авторством Уильяма Питера Блэтти. Спустя два года свет увидела одноименная экранизация романа, сценарий для которой написал тот же Уильям Питер Блэтти. И Оскар за лучший адаптированный сценарий, полученный им в 1974 году, может служить своеобразным ответом на вопрос, стоит ли привлекать авторов оригинальных книг к работе над фильмами по ним. А «Изгоняющего дьявола» смотрят до сих пор, и пусть его картинка немного устарела, он по-прежнему остается фильмом на все времена.
Черный лебедь, 2010
Выдающийся триллер Даррена Аронофски о самоотдаче и безумии, идущими рука об руку, был номинирован на пять статуэток, в том числе и за лучший фильм, и за лучшую режиссуру, но триумфатором смогла стать только Натали Портман, получившая Оскар за лучшую женскую роль. Возможно, кинокритики заметили некое сходство между подготовкой актрисы к роли и стараниями ее героини, и решили не будить лихо.
Молчание ягнят, 1991
Первый и единственный триллер, взявший пять Оскаров во всех основных номинациях. Энтони Хопкинс повез домой статуэтку за лучшую мужскую роль, Джоди Фостер за лучшую женскую роль, Джонатан Демми был признан лучшим режиссером, а Тед Талли лучше всех адаптировал роман-первоисточник в сценарий. Сам же фильм был признан лучшим в 1991 году, а для многих и лучшим вообще. И знаете, с таким мнением довольно сложно спорить.
Спасибо за внимание.
Подписывайтесь, будет интересно: @kinoshka
Изображения: Paramount Pictures, Orion Pictures, Warner Bros., Phoenix Pictures.