Фильм «Теснота» - новый взгляд на привычную реальность
Российское кино в конкурсе «Зеркала» представлял фильм молодого режиссера из Кабардино-Балкарии Кантемира Балагова. И именно этот фильм разделил гран-при с другой картиной – о ней я уже писала – «Я не мадам Бовари». Сам бог велел рассказать о победителе!
Кантемиру Балагову всего 25 или 26 лет, «Теснота» - его режиссерский дебют. Но дебют очень сильный и убедительный, недаром молодой человек учился у легендарного Александра Сокурова.
Конечно, фильм не без огрехов, его нельзя назвать безупречным и ровным, но есть в этой картине что-то удивительное – свежий, нестандартный, какой-то чистый взгляд.
В основе сюжета – реальная история, которая произошла в Нальчике в конце 90-х годов. И автор об этом сразу сообщает, что мгновенно придает фильму почти документальную достоверность – разумеется, дело и в манере съемки, и в работе актеров, и в таких приметах времени, как «Сникерсы», поддельные «Адидасы», песни Тани Булановой и спирт в пластиковых бутылках, который пьет молодежь.
На экране – жизнь в меру ортодоксальной еврейской семьи. Властная мать, которая всю любовь отдает сыну. Молчаливый отец. Дочь-пацанка, предпочитающая джинсовый комбинезон платьям и работу в автомастерской – нормальным девичьим занятиям. Ей бы выйти замуж за хорошего еврейского мальчика, но она предпочла иноверца – колоритного молодого кабардинца.
Девица курит, не прочь выпить и оттянуться на дискотеке – словом, вовсю бунтует против тесноты и ограниченности традиционных устоев. То ли дело брат – Давид вот-вот женится на «правильной» соплеменнице Лее, уже и помолвка была, и серьги невесте подарены.
И вот, как раз после помолвки, Давид и Лея не возвращаются домой. Информация о случившемся скупа, мы ощущаем все через героиню – ту самую пацанку Илану. Подброшенная матери записка, всеобщее оцепенение – случилось несчастье, брата с невестой похитили и требуют большой выкуп.
Хотя семья Иланы считается небедной даже по меркам еврейской общины Нальчика, таких денег у родителей нет. Им придется найти выход, чтобы собрать нужную сумму. В ход идет все – продажа бизнеса, просьбы о помощи к членам общины. И неизбежная – неизбежная ли? – жертва. Ее должна принести Илана – выйти замуж за парня, семья которого способна помочь с деньгами.
И вот тут нас ждет неожиданный поворот сюжета – любящая брата героиня бунтует и против принуждения к такой жертве. Она готова пойти на отчаянный шаг, чтобы отстоять свою свободу. Здесь хочется отдельно сказать об актрисе Дарье Жовнер, которая сыграла героиню – работа очень сильная, думаю, девушку ждет большое будущее.
Но «Теснота» - фильм не только о том, каких жертв стоит жизнь близкого человека. В картине переплелось множество мотивов – тут и тема шаткости положения чужаков в этнически однообразном обществе, и линия Ромео и Джульетты, и штрихи о конфликте поколений и ревности между двумя детьми в семье.
Фильм жесткий, местами даже шокирующий – чего стоит одна только сцена, где компания возлюбленного героини смотрит документальную видеозапись с казнью чеченцами российских солдат. Когда в финале семья Иланы пытается обрести мир и покой на фоне красивейшего горного пейзажа, невольно вспоминается, что именно на фоне таких гор отрезали пленным головы.
Какое чувство осталось после просмотра у меня? Ощущение, что и правда все и везде очень тесно, давление ощущается почти физически, но не каждый это замечает. Наверное, в первую очередь картина о том стремлении вырваться за любые рамки – семейные, социальные, рамки любых стереотипов, которое присуще внутренне свободной героине. Эту свою свободу она воплотила в неистовом одиноком танце на дискотеке – сцена просто потрясающая. Но возможен ли такой побег? Ведь если любишь, так или иначе придется тесно прижаться к любимым людям – в таком тесном объятии, в котором стоят в финале мать и дочь.