Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
liga.avtorov
6 лет назад

СИНЕМАТОГРАФ. Обзор фильма "Тренер"

Кино! Оно переносит нас в другие миры, заставляет иначе чувствовать, меняет нашу точку зрения на некоторые вещи. Мы часто делимся друг с другом впечатлениями после просмотра того или иного фильма, не замечая, что кино уже в нас - и останется там навсегда...

Наша рубрика расскажет вам не только о новинках киноиндустрии, но и о том, как делается кино, о базовых и второстепенных вещах, которыми живет кинематограф.


Фильмов про футбол не так уж много, тем более про наш футбол (если вы понимаете, о чем я), поэтому мне было очень интересно, хватит ли духу Даниле показать все как есть. Лента, конечно, оставила неоднозначное впечатление. Сразу и не скажешь - стоит его смотреть или нет, но определенно это кино лучше никакущего "Движения вверх", а почему, сейчас все разберем.


Kinopoisk

"Тренер" - это российская спортивная драма, которая стала режиссерским дебютом Данилы Козловского. Он же исполнил в фильме главную роль, а также выступил автором сценария и сопродюсером. Лента создавалась при поддержке Министерства спорта, Российского футбольного союза и Фонда кино. Одним из консультантов проекта выступил сам Леонид Слуцкий. Помимо актеров, к съемкам привлекались и профессиональные футболисты, в число которых вошли Дмитрий Сычёв и Алан Гатагов. Бюджет картины составила сумма в 390 миллионов рублей, и многие топовые футболисты уже тоже оценили ее. Например, Давид Луис в своем инстаграме написал, что фильм ему очень понравился.

Сюжет разворачивается в небольшом провинциальном городке. Бывший футболист Юрий Столешников начинает тренерскую карьеру и берет под свое руководство никому неизвестный клуб "Метеор". В качестве сюжетной основы Козловский использовал типичную жанровую формулу: талантливый, но неудачливый спортсмен берется наставлять молодую команду. Будучи вполне успешным футболистом Юрий Столешников не забивает решающий пенальти за сборную, после чего его карьера идет прахом. Игрока списывают в утиль, поэтому он соглашается стать тренером слабенькой инкубаторской команды. Само собой подопечные встречают москвича в штыки и всячески саботируют рабочий процесс. В общем, все по законам жанра - условия тяжелые, а спортивный подвиг совершить надо. При этом "Тренер" только на первый взгляд кажется типичной спортивной драмой, на самом деле спорт выступает лишь фоном и средой обитания для героев.


Kinopoisk

Так уж исторически сложилось, что жанр спортивной драмы оккупирован фильмами про бокс, немного про баскетбол и еще немного про американский футбол. Такое положение дел сложилась в силу нескольких причин:

  • во-первых, центром мирового кинематографа давно и прочно стала Северная Америка, где европейский футбол не особо популярен;
  • во-вторых, красиво и зрелищно снять боксерский поединок в разы проще и дешевле, чем качественно поставить полноценное футбольное противостояние.

Вот так и получается, что хороших фильмов про самый популярный вид спорта практически нет. На ум приходят разве что "Гол!" и "Проклятый Юнайтед", все остальное снято либо слишком локально, либо слишком дешево, либо развивает околофутбольную тему, как в "Хулиганах". Большой футбол в каждом из этих случаев остается где-то на заднем плане и фильм Козловского не стал исключением.

"Тренер" - фильм не о футболе, не о спортивных достижениях и не о спорте. Вообще, по сути, это обычная жизненная драма, где герои просто связаны с футболом. В центр повествования Козловский выносит человеческие отношения, разнообразие которых в фильме очень велико. Помимо стремлений главного героя затрагиваются такие темы, как любовь, проблема отцов и детей, отношения внутри коллектива и отношения между учеником и наставником, мимоходом умудрились зацепить даже такую глобальную тему, как отношения между властью и обществом. Самое интересное, что создатели смогли худо-бедно обозначить каждую тему и более-менее раскрыли всех основных персонажей, которых тут просто уйма. Но именно "худо-бедно" и "более-менее". Повествование постоянно распыляется на разные темы и героев по чуть-чуть, из-за чего фильм во многом получился поверхностным.

С экспозицией персонажей тоже не всё гладко. Главный герой Юрий Столешников не имеет какого-то четкого образа, его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем, да и антигерой из него так себе. Психотипы и черты его характера постоянно меняются: от сурового мужика до пьяной истерички, от мудрого наставника до типичного самодура. Сопереживать такому герою как-то не очень хотелось, во всяком случае мне он не импонировал. С другой стороны, из-за этой художественной неопределенности его герой очень часто выглядел простым и достаточно слабым реальным человеком, отчего и сам фильм на эмоциональном уровне шёл как-то на удивление обыденно, ровно. Во многом ровно, наверное, еще потому, что здесь не было каких-то четких переломных моментов надрывной драмы. Драматические моменты есть, но они быстро сглаживаются другим ворохом проблем героя. В итоге сюжет спокойно двигается, взаимоотношения развиваются, но все это как-то монотонно и даже местами похоже на какой-то сериал. Недостатки не критичные, но смотреть ленту довольно тяжело. При мне молодежь лет 20 парами из зала выходила, не досмотрев.


Kinopoisk

Но и плюсы у картины несомненно есть. Меня порадовали внятные мысли и посыл. С их разнообразием Козловский даже переборщил, но зато каждый может увидеть в ленте что-то свое. Лично я основную идею видел в том, что каждый человек должен научиться жить сначала для себя, заниматься своим делом, руководствоваться своими взглядами, а не выстраивать всю свою жизнь в соответствии с чужими ожиданиями и социальными стереотипами. Да, мысль в стиле "капитан Очевидность", но менее жизненной от этого она не становится.

В целом, история Столешникова выстроена сносно. В процессе фильма герой проходит большой путь, преодолевает испытания, переживает невыразительной катарсис, но в итоге в его жизни происходят большие перемены. В фильме есть внятные посылы и при этом не возникает ощущения фальши. А главное, здесь нет ни капли пропаганды, которой так славятся наши блокбастеры, вроде "Движения вверх".

К сожалению, с постановкой и техническими составляющими дела обстоят куда хуже. Козловскому банально не хватило режиссерского опыта вывести такой масштаб. На протяжении всего фильма присутствует жуткий дисбаланс сцен, некоторые из них очень растянуты, а некоторые и вовсе можно было бы просто вырезать. Например, любовную линию, она здесь очень сомнительная. Зачем было оставлять сцену секса, когда фильм объективно очень тягомотный и без того. Такое ощущение, что Козловский просто хотел оставить свою подружку Зуеву в ленте. Я, конечно, понимаю, что они вроде как и в жизни встречаются, но фильм не об этом же.

В общем, в фильме очень много лишних фраз, лишних пауз в диалогах. Динамики никакой, а фильм, между прочим, идет почти два с половиной часа и сильно утомляет своей монотонностью. Особенно меня смутила операторская работа. Я не знаю, то ли хотели создать эффект псевдодокументальности, то ли скрыть недостаток бюджета, но получилось так себе. Я так и не понял, зачем оператор чуть ли не каждую сцену старательно снимал с применением разнообразных препятствий, то из-за угла, то от земли, то из-под стола или из-за сиденья зрительской трибуны. На кой так портить кадр?! Зачем снимать так, что треть кадра стабильно в каком-то мыле. Особенно сильно пострадали сцены футбольных матчей - все снято дрожащей камерой, обрывисто и мельком. Так что любителей футбола, которые придут в ожидании футбольного экшена, ждет разочарование. Никакой зрелищности и реалистичности тут нет, да и вообще в художественном плане лента очень невыразительна. Если сравнивать с "Легендой номер 17" или тем же "Движением вверх", то по качеству постановки и техническим моментам "Тренер" значительно уступает.


Kinopoisk

На удивление, очень часто плохим оказывался и сам звук. Иногда мне прям по губам приходилось догадываться, о чем говорят герои. Музыкальные темы вроде и крутые были, но вот вставлены композиции и к месту, и не к месту. Единственное, "ДДТ" в конце прям неплохо зашли.

Зато по актерской игре все нормально, а местами даже здорово. Козловский, Владимир Ильин, Андрей Смоляков - традиционно хороши местами. Хороши настолько, что смысл происходящего был бы понятен и без диалогов. Добротно в своих образах смотрятся Горбачева и Вержбицкий, хотя роли у них небольшие. Даже Лобанов наконец-то отметился стопроцентным попаданием, изобразив предводителя местных фанатов.

В общем, фильм получился слабенький, но вполне сносный. Да, занудный, герой не очень приятный, сюжет во многом вторичен и банален, но посыл-то ясен. Козловский по понятным причинам не может открытым текстом ответить на вопрос: почему футбол в нашей стране г...но. Зато Данила всячески намекает: про коррупцию в высших слоях власти сказал, акцент на спортивной медицине и взятках в ней сделал, про продажные матчи тоже не забыл, про тупорылых фанатов, про отсутствие мотивации у футболистов, про ставки на спорт, про ментальность, проблемы отцов и детей, везде по чуть-чуть. Да, невыразительно это было, но мне впервые за долгое время, не было стыдно за мысли, которые льют с экранов российские авторы. Это кино смотреть не было стыдно, я на самом деле тяжело себе представляю, как можно снять фильм на такую большую тему в рамках полного метра. Тут целый сериал нужен. Смотреть же ленту рекомендую только футбольным фанатам, но с расчетом на то, что это околофутбольная драма и экшена тут нет. Смотреть лучше дома, в кино - только при большом желании. Остальным спокойно проходить мимо.

Смотрите только лучшее!


Автор: @stone
Редактор: @galinakim
Публикация: @stone

13.05.18


Торговая платформа Pokupo.ru







1
137.381 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые