Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
liga.avtorov
6 лет назад

СИНЕМАТОГРАФ. Разговор о драматургии в кино

Кино! Оно переносит нас в другие миры, заставляет иначе чувствовать, меняет нашу точку зрения на некоторые вещи. Мы часто делимся друг с другом впечатлениями после просмотра того или иного фильма, не замечая, что кино уже в нас - и останется там навсегда...

Наша рубрика расскажет вам не только о новинках киноиндустрии, но и о том, как делается кино, о базовых и второстепенных вещах, которыми живет кинематограф.

Вступительная статья: Базовые принципы в кинематографе
Статья: Разговор о теме и идее в кинематографе

Драматургия в кино (Часть 1)

Сегодня мы поговорим о драматургии в кино. Хочу представить вашему вниманию замечательную формулу «Цыплёнок». Эта формула является показательным примером блестящей драматургической цепочки – гарантом успешного фильма.

Если подумать, то любой добрый человек, он, по определению, и творческий человек. Творческий – от слова творить, то есть стремиться к прекрасному и творить добро. "Вылупившись из яйца", мы представляем этот мир чудесной сказкой без конца и края. И лишь несколько лет спустя мы понимаем, что мир не так чудесен, а сказка – это всего лишь сказка. Тихая колыбельная доброй матери. Сон, который заканчивается пробуждением.

Советский режиссёр Александр Петрович Довженко так определял для себя этот вопрос:

Если бы передо мной стояла проблема выбора между правдой и прекрасным, я бы выбрал прекрасное, потому что оно ближе к истине, нежели голая правда. От человеческой жизни и даже от жизни целых людских поколений остаётся на земле только прекрасное и кажется порой удивительным и жалким, что не хватает в нас ясности духа, проникнуться ежедневным ощущением счастья жизни, изменчивого в постоянном чередовании драм и радостей и потому так много красоты проходит мимо наших очей.


Фото из сети Интернет

Давайте вспомним другого замечательного режиссёра – Аллу Сурикову с бессмертным фильмом «Человек с бульвара Капуцинов», который поставил нас, зрителей, перед моральным и этическим выбором: быть ли нам такими, как милый, бескорыстный и добрый мистер Фёст?

Или же нам надлежит быть расчётливыми и предприимчивыми, как мистер Секонд?

Выбор за вами, однако законы кино применительны для любого жанра и независимы от любых предпочтений.

Продолжу разговор о формуле "Цыплёнок" и начну издалека. В 2010 году я поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссёров на факультет игрового и неигрового фильма в мастерскую Андрея Николаевича Герасимова и Андрея Михайловича Добровольского.

А историю про цыплёнка нам, студентам, рассказал замечательный человек и сценарист, профессор ВГИКа, Одельша Александрович Агишев.


Фото из сети Интернет

Одельша Александрович поведал нам, что один молодой человек снял фильм продолжительностью 40 секунд и подал заявку на участие в европейском фестивале фильмов "до одной минуты".

Итак, перед вами история цыплёнка или, говоря языком кинематографа, монтажная фраза. Давайте разберём её как с точки зрения сюжета, так и с точки зрения драматургических акцентов. Что же такие драматургические акценты? Древнегреческий мыслитель и философ Аристотель так характеризовал их:

Почему же трагедия? Да потому, что (вспомним цыплёнка) за окном жестокий реальный мир, а счастливое детство уже ушло и надо бороться за жизнь и искать место под солнцем. Ещё раз хочу напомнить читателям, что в развитии драматургической истории есть такие понятия, как экспозиция, завязка, развязка (кульминация) и финал. Более подробно я остановлюсь на них в следующей статье, а сейчас кратко рассмотрим их на примере "Цыплёнка":

Итак, история цыплёнка наглядно показала нам приоритет идеи перед формой. Фильм был снят на любительскую камеру при минимальном бюджете. Более того, эта история наглядно иллюстрирует нам базовые принципы построения драматургической ситуации. Совсем не обязательно иметь много денег, чтобы снимать качественное и интересное кино. Кстати, режиссёр этого шедевра (видео я так и не смог найти в сети Интернет), по словам Одельшы Александровича, уехал на фестиваль в Европу, взял главный приз и получил 30 тысяч евро призовых.


Фото из сети Интернет

От идеи до воплощения

От идеи до воплощения нелёгкий путь. В рамках этой подтемы мне бы хотелось рассказать вам о собственном опыте в создании любительских видеофильмов, который, возможно, кому-то покажется интересным. Сегодня опишу, как на основе видеоматериала о детском утреннике я сделал свою первую зарисовку, где присутствовал внутрикадровый монтаж.

Внутрикадровый монтаж - это когда события развиваются без монтажных склеек, то есть драматургическая история происходит внутри самого кадра. Вот пример:

Я монтировал выпускной в детском саду и вдруг, при монтаже, среди большого количества видеоматериала обнаружил небольшой кусок видео, который показался мне законченным, то есть то, что, как писал Аристотель - имел "начало, середину и конец". Я вырезал этот кусок и положил его на линейку монтажного стола программы Adobe Premiere. До этого момента у меня в голове вертелась мелодия Франца Шуберта "Серенада". Кстати, интересную историю создания этой мелодии вы можете прочитать здесь.

Эту мелодию я также положил на монтажный стол. Однако, кусок видео оказался несколько короче самой мелодии, и я с математической точностью подогнал видеоряд под нее, изменив скорость воспоизведения видеоряда.

Как известно, в музыке существует понятие сильных и слабых долей. А в кино существуют драматургические акценты. И получилось так, что в данном видео удивительным образом совпали сильные доли и драматургические акценты. Впрочем, насколько удачно они совпали, вы сможете увидеть воочию.

В следующей статье я продолжу разговор о драматургии в кино и, пользуясь данной схемой, наглядно расскажу о таких понятиях, как экспозиция, завязка, развязка (кульминация) и финал.

Цитата

Закончить данную статью, я хотел бы фразой замечательного режиссёра Сергея Александровича Соловьёва:

Если ты снял плохой и скучный фильм – это не значит, что ты снял артхаус.


Фото из сети Интернет

Так что давайте снимать хорошее и интересное кино! Жду комментариев и вопросов от уважаемых читателей.


Автор: @fellini
Редактор: @ladyzarulem
Публикация: @stone
Иллюстрация: @meskalinerush

06.03.18


Pokupo-yoda2.png

Pokupo.ru
Вопросы, поддержка - телеграмм чат Pokupo community







20
128.312 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые