СИНЕМАТОГРАФ. Разговор о теме и идее в кинематографе

Кино! Оно переносит нас в другие миры, заставляет иначе чувствовать, меняет нашу точку зрения на некоторые вещи. Мы часто делимся друг с другом впечатлениями после просмотра того или иного фильма, не замечая, что кино уже в нас - и останется там навсегда...

Наша рубрика расскажет вам не только о новинках киноиндустрии, но и о том, как делается кино, о базовых и второстепенных вещах, которыми живет кинематограф.

Вступительная статья: Базовые принципы в кинематографе.

Тема и идея

Сегодня мы поговорим о теме и идее в кино. Эти два понятия являются фундаментом для крепкой драматургии и потенциалом для хорошего фильма. И хотя тема и идея идут рядом друг с другом, они имеют различия.

Тема – это проблема, которая имеет свою степень актуальности и злободневности, а идея – это отношение к проблеме, некий эмоциональный и философский взгляд на проблему. Хорошая идея двигает актуальную тему, поднимая её на уровень философского обобщения и вызывает у зрителя эмоциональное переживание или, другими словами, катарсис.


Фото из сети Интернет

Чтобы на основе идеи снять фильм, нужно, чтобы идея была потенциально интересна для истории, хорошего сюжета. Вот здесь и сталкиваются два понятия – тема и идея. Сюжет – это, собственно, и есть идея, "толкающая" тему.

Разберём эту мысль на примере замечательного фильма Николая Досталя «Облако-рай». Вот сюжет фильма:

Маленький провинциальный городок, воскресенье, раннее утро. Слоняющийся по двору от безделья Коля надоедает соседям бестолковыми разговорами. Не найдя собеседников на улице, он заходит к своему другу Феде. Встречают его утомлённо и равнодушно. Желая привлечь внимание, Коля говорит, что, якобы, собирается уезжать к другу — на Дальний Восток. Это его решение находит всеобщую поддержку, Коля становится местным героем, все соседи участвуют в его сборах и проводах. Под диктовку Феди он пишет заявление об увольнении, Валя собирает ему чемодан, предприимчивые соседи скупают его мебель.


Фото из сети интернет

В данном случае темой здесь можно считать скучную жизнь провинциального города, а идеей будет желание героя «привлечь внимание». Что движет Колей? Внутренний конфликт и нежелание тонуть в вязком болоте обыденности. Отсюда и возникла идея уехать к несуществующему другу на край света! Мощная потенциальная идея и для кино, и для жизни! Идея, тут же подхваченная местными жителями, которые сами порядком устали от серости будней. Интересен финал фильма, когда Коля, трясясь в автобусе и потрясённый внутренне, едет из родного города в неизвестность. Мысль героя оказалась материальна - Коля, на протяжении всего фильма, не раз пожалел о словах, которые невольно вырвались свободной птицей из его молодой груди.

Поиск идеи и темы

Можно ли генерировать идеи? Да, можно. Черпать идеи можно откуда угодно, было бы желание их увидеть и зафиксировать. Продюсер Эллиот Гроув, основатель фестиваля Raindance, поделился советами, как проводить мозговой штурм в поисках основы для своей короткометражки. Обязательно ознакомьтесь с этими важными практическими советами.


Фото из сети интернет

Собственная инициатива или заказ, но фильм так или иначе будет лежать в области, ограниченной определённой темой. Вырубка лесов, межличностные отношения, производственные мощности завода, проблемы детей и подростков или даже путешествие по заморской стране – жизнь подбрасывает нам различные темы для фильма.

Один из способов "родить" гениальную идею или хотя бы хорошую мысль – мониторинг темы. Присядьте за компьютер и погуглите имеющуюся в интернете информацию об интересующей вас теме. Вы не только расширите свой кругозор, но, возможно, уже на этой стадии к вам придёт хорошая мысль или даже гениальная идея.


Фото из сети Интернет

От идеи до воплощения

От идеи до воплощения нелёгкий путь. В рамках этой подтемы мне бы хотелось рассказать вам о собственном опыте в создании любительских видеофильмов, который, возможно, кому-то покажется интересным. Сегодня опишу, как реализовал идею в рекламном ролике.

Мой друг, руководитель рекламного агентства «Вертикаль», предложил мне сделать короткий рекламный ролик. Он должен быть лаконичным, информативным и креативным. Собственно, наш динамичный век приучил нас к этим нехитрым правилам. Максимум информации в единицу времени плюс креативность – слагаемые хорошего рекламного ролика. Снова посоветую обратить внимание на авторитетный международный фестиваль производителей рекламы «Каннские львы»** (Cannes Lions International Advertising Festival). Вот где торжество идеи, креативности и формы!

Повторюсь, путь от идеи до её воплощения нелёгкий и, чаще всего, получившийся результат отличается от задуманного. Так было и в моём случае. Нельзя сказать, что это плохой пример видеорекламы, но он мог бы быть намного лучше.

Я долго "вынашивал" идею ролика и она удивительно сложилась из трёх факторов. Первый фактор связан с тем, что не так давно мы снимали видео с использованием дрона.


Фото @andrei2016

Второй фактор был связан с фильмом Бёрдмэн (Birdman), который я посмотрел накануне. Напомню, что фильм Бёрдмэн был представлен без единой монтажной склейки.


Ссылка из сети Интернет

Ну, и третьм фактором была фотография «Канал Амстердама», которая случайно попалась мне в сети Интернет.


Ссылка из сети Интернет

Эти три фрагмента неожиданно сплелись в моём сознании и сразу породили простую историю. Молодой парень, мечтающий стать успешным, стоит в задумчивости, подперев рукой подбородок. Его мысли, желания и вопросы как бы материализуются и воспаряют вверх, пролетают над городом, а затем опускаются вниз, и прекрасная представительница агентства даёт молодому человеку ответы на все его вопросы. Общение с менеджером агенства превращает лузера в успешного человека.

В изложении сюжета и визуализации идеи я старался опираться на один из базовых принципов драматургии – герой в конце должен измениться. Был лузером – стал успешным, был слабым – стал сильным, был одиноким – стал компанейским, и так далее и в точности наоборот. Это и есть драматургическая перипетия – "движение героя от несчастья к счастью или наоборот – от счастья к несчастью".

Главная идея и её креативность заключалась в том, чтобы снять этот ролик одним кадром. В дальнейшем я обязательно остановлюсь на теме отсутствия монтажных склеек в фильме. Сейчас, помимо вышеупомянутого фильма Бёрдмэн (Birdman), хотелось привести в качестве примера более ранний отечественный аналог такого решения, воплощённого в фильме Александра Сокурова "Русский ковчег".

Я задумывал ролик сделать так: дрон будет «висеть» на уровне груди молодого человека, затем дрон поднимется вверх, пролетит над городом, посередине улицы. Тем временем посредством 2D-графики будут представлены услуги рекламного агентства. Затем дрон опустится вниз, и девушка произнесет "волшебный" слоган.

На поверку всё оказалось гораздо сложнее. Главное – попытка сделать ролик одним кадром не удалась. Дрон периодически сносило ветром и он не хотел лететь посередине улицы. Дрон постоянно «фонил», реагируя на железные конструкции внутри домов. Учитывая, что летающий дрон опасен для человека, он не мог подлететь к человеку достаточно близко, как это задумывалось.

К слову, о дронах. Замечательную статью "Как не угробить дрон при первом же полете. Новичкам на заметку" читайте здесь


Ссылка из сети Интернет

Наша небольшая съёмочная группа решала и другие технические задачи. Бюджет ролика был ограничен. Поэтому за костюмом для героя мы ездили в другой город и арендовали его на время съёмок, деловой портфель взяли на время из магазина, камера двигалась за героем с помощью скейта, а дорогую машину нам одолжил один бизнесмен. Мы, конечно старались, как могли, но получилось то, что получилось. Хочу поблагодарить моего друга, коллегу и главного героя ролика @andrei2016 и 2D-графика Дениса Култышева.

Резюмируя, признаю, что наших технических возможностей и профессиональных способностей в то время не хватило на воплощение идеи. Не получилось создать привлекательный образ рекламного агентства. Однако мы приобрели ценный опыт, провели работу над ошибками и сделали соответствующие выводы.

Подводя итог статьи, хочу сказать, что креативная идея может стать основной движущей силой фильма, её фундаментом. А может и не стать. Главное - не испортить плохим воплощением хорошую идею. Тем не менее, я сторонник мнения, что идея торжествует над формой.

В следующей статье я буду говорить с вами о формуле "цыплёнок", зримой квинтэссенции построения драматургической ситуации, которая станет своеобразным мостиком между идеей и воплощением.

Жду комментариев и вопросов от уважаемых читателей.


Автор: @fellini
Редактор: @ladyzarulem
Публикация: @stone
Иллюстрация: @meskalinerush

24.02.18


Pokupo-yoda2.png

Pokupo.ru
Вопросы, поддержка - телеграмм чат Pokupo community






киноcinematograf-laискусствоligaavtorovлигаавторов
79
3.855 GOLOS
0
В избранное
Лига Авторов
Ресурс для новых пользователей платформы Голос. Инструкции, аналитика, рекомендации, полезные знания, свежие новости, мотивация
79
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые