Не считая круги - «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера
К творчеству датского режиссера Ларса фон Триера профессиональные кинокритики и неравнодушные к арт-хаусу зрители относятся диаметрально противоположно. Его либо любят за смелость и оригинальность, либо люто ненавидят за его репутацию, методы и высказывания, благодаря которым многие считают его настоящим скандалистом, садистом, нацистом, социопатом, мизантропом и вообще человеком, с котором лучше не связываться.
В этом году эпатажный маэстро отметился новым фильмом «Дом, который построил Джек» (The House That Jack Built), с премьерного показа которого зрители демонстративно уходили на Канском фестивале и пройти мимо него я конечно же не мог.
Источник: imdb.com
Джек (Мэтт Диллон) — талантливейший, обеспеченный и крайне успешный инженер, мечтающий стать архитектором. А еще — он серийный убийца, подписывающийся как Мистер Изощренность, имеющий на своем счету более семидесяти жертв ()которых он заботливо складирует в холодильнике) и даже забавно то, что идеальный дом, который он строит себе получается из рук вон плохо, а убийства наоборот — слишком хорошо.
Джек подходит к каждому новому убийству как к произведению искусства и рассказывает своему собеседнику, загадочному мистеру Вёрджу (Бруно Ганц) обстоятельства нескольких, совершенных им преступлений.
Источник: imdb.com
В моем персональном топе «Танцующая в темноте» и театральный «Догвилль» фон Триера входят в десятку лучших фильмов всех времен, и его же «Антихриста», «Меланхолию» и «Нимфоманку» я мягко говоря недолюбливаю из-за обилия подробностей и деталей «перегружающих» повествование, так что к просмотру «Дома» приступал без особых ожиданий, но уже на 15-ой минуте стало ясно, что этот фильм достоин звания одной из лучших премьер года.
Злой, саркастичный, шокирующе-кровавый, мрачный, полный черного юмора с каждой новой сценой он снижает чувствительность и каким-то фантастическим образом переводит зрителя из лагеря стороннего наблюдателя прямиком в соучастники из-за того что Джек — настоящий монстр, эрудированный психопат не способный на любовь легко приковывает к себе внимание и его жестокость в какой-то момент просто перестает пугать. Да, это не первый в истории кино маньяк-психопат к которому не стыдно проникнуться симпатией, но то, как это делает Триер — просто поразительно.
Источник: imdb.com
У фильма очень сложный язык и текстура — совершенно сумасшедший монтаж, длинные диалоги в которых уместны рассуждения о том насколько массовый геноцид может быть формой искусства, явные отсылки к «Божественной комедии» Данте, широчайший диапазон операторских приемов, которые дополнены нарезками из ранних работ самого Триера, отрывками из мультфильмов, документальных фильмов об охоте, виноделии и зверствах нацистов. В завершающем акте, фоном для которого служит звук, записанный при бурении Кольской сверхглубокой скважины и называемый «криками из преисподней» сверхчеткое HD и высочайшего качества декорации с легкостью сменяют трясущаяся камера или сцены снятые на GO Pro и, черт побери, это работает настолько мощно, что титры с песней Луи Армстронга кроме как аплодисментами встречать не хочется.
Источник: imdb.com
Совершенно не представляю как красавец Диллон справился с этой сложнейшей ролью и сумел воплотить одну из главных идей фильма, касающуюся границ дозволенного и того насколько тесно переплетно искусство и количество человеческих страданий. Или же о том, что Ларс, не будь он режиссером, вполне мог стать маньяком, который так же как Пикассо менял предпочтения в цветах и стилистике, менял бы инструменты своего кровавого ремесла отдавая предпочтение то ружьям, то ножу, а девушек убивал лишь из-за того что с ними как-то проще.
Естественно, не могу порекомендовать его всем, так как разнообразного насилия в этом (на самом деле невыносимо грустном) фильме очень много, но по факту — ничего более значительного на тему маньяков в этом году попросту не было.
9 из 10
Красивый мужчина под красивую музыку творит невероятно ужасные вещи