Ох уж эти сказочники - "Форма воды" Гильермо дель Торо
Бородатый мексиканский сказочник Гильермо дель Торо умеет удивлять и, признаюсь, я рад, что наконец-то до нашего проката добралось его новое творение - романтичная, полная гуманизма сказка Форма воды (The Shape of Water), которая, как и полагается шедеврам собрала массу положительных отзывов, уже имеет в своих активах пару престижных наград и массу весьма противоречивых отзывов от зрителей
Америка начала 60-х, немая молодая женщина Элиза (Салли Хокинс) работает уборщицей в исследовательском центре. Однажды, в одну из лабораторий военная экспедиция, под руководством жестокого майора Стрикланда (Майкл Шеннон) привозит пойманного в дебрях Амазонии человека-амфибию (Даг Джонс). Любопытная Элиза знакомиться с чудовищем и, как бы трудно ни было в это поверить - влюбляется в странного мутанта.
"Форма воды", основанная на классическом ужастике "Создание из Черной Лагуны" крайне проста по части сюжета, но с лихвой компенсирует это многочисленными оммажами, прекрасным саундтреком и безупречным визуальным стилем.
Начало 60-х - это очень благодатная почва - тут вам и ар-деко, и классический американский индустриальный дизайн, великолепные автомобили, статные мужчины в плащах, шляпах и идеальных костюмах, карикатурные русские (ведь на дворе космическая гонка и холодная война), музыкальные фильмы и выросший на классических фильмах сказочник смакует каждую сцену, не взирая на ее значимость для сюжета. Кому-то это может показаться излишним, или местами приторным, но это прекрасно работает на атмосферу фильма, добавляя в него массу штрихов и оттенков, делающих историю по настоящему сказочной.
Да, это сказка для взрослых, так что героиня вполне может себе позволить утреннюю мастурбацию, а монстр, как и полагается жанру, склонен проявлять первобытные инстинкты, но, как и в Лабиринте Фавна главным чудовищем становится не загадочный (совсем не беляевский) ихтиандр, а человек и кому как ни Майклу Шеннону его играть. С его то выразительным взглядом и улыбкой, скрывающей самые темные помыслы. Уверен, по жизни он - милейший человек, а дар изображать психопатов и злодеев - талант достойный уважения, вдобавок компанию ему составил Майкл Стулбарг (а сработались они еще на многосерийной Подпольной империи,) так что противостояние ученного и военного получилось более чем достойным.
Естественно не обошлось без актуальных для современности расизма и гомофобии. С одной стороны - эти линии не так уж нужны, но с другой - что художник-гей Ричард Дженкинс, что болтушка Октавия Спенсер придают сюжету объем, да и как может обойтись настоящая сказка без друзей, помогающих героине совершить нечто невероятное.
Ну и конечно же нельзя не сказать о виновнице торжества Ариэль Салли Хокинс. Блестящее исполнение, невероятно трогательный персонаж, фантастическая пластика, местами напоминающая немое кино, и главное - жизненная позиция. Элиза видит в монстре человека, в человеке - монстра, не ищет своим поступкам одобрения в Библии и мне кажется, что в ней ничуть не меньше магии чем в странных монстрах из других фильмов мексиканского сказочника.