Веревка, шляпка и нож - "Расёмон" Акиры Куросавы
Акира Круосава - признанный гений и наиболее влиятельный режиссёр за всю историю кино, причем не только японского, но и мирового и сегодня мне хотелось бы остановится на фильме Расёмон (Rashômon), благодаря которому Куросава громко заявил о себе на Венецианском кинофестивале 1951 года, а впоследствии получил “Оскара” за лучший фильм на иностранном языке.
Под разрушенными в войну за императорский трон воротами Расёмон от дождя прячутся дровосек (Такаси Симура), монах (Минору Тиаки) и горожанин. Первые двое отправлялись домой, после того, как присутствовали на судебном заседании, где рассматривалось дело об убийстве самурая Такэхиро (Масаюки Мори) и изнасиловании его жены Масако (Матико Кё). Монах и дровосек потрясены тем, что услышали, и чтобы скоротать время пересказывают новому знакомому четыре версии произошедшего.
При этом каждая из версий разительно отличается от предыдущей. Так что распутать это дело и вынести справедливый приговор - оказывается задачкой не из легких.
Поставленная по рассказам классика японской литературы Рюноскэ Акутагавы история аккуратно балансирует между исторической драмой и детективом, а необычный подход к изложению событий для 50-х годов - явление более чем новаторское. Совершенно не удивительно, что именно благодаря этому фильму европейские и американские зрители открыли для себя мир японского кинематографа, в то время как японские критики обрушились на Куросаву с гневными рецензиями, обвиняя его в слишком вольной трактовке известного в Стране Восходящего Солнца произведения.
Впрочем, время все расставило по своим местам и даже несмотря на то, что возраст картины приближается к 70, фильм до сих пор смотрится на отлично, в чем безусловно есть заслуга не только Куросавы, как режиссера, но и его оператора Кадзуо Миягавы. Кадзуо - настоящий мастер крупных планов и до настоящего времени не утихают споры критиков о значимости их продолжительности в “Расёмоне”. При этом, те же критики в один голос не перестают хвалить его работу со светом и возвышенным символизмом, проявляющимся чуть-ли не в каждой сцене.
Я пересматривал “Расёмон” три или четыре раза и не удивлен тому, что придуманный Куросавой способ подачи сюжета стал популярным. Реализованный им Расёмон эффект (рассказ одной истории с нескольких точек зрения) стал основоположником целого жанра и этим приемом впоследствии небезуспешно пользовались Квентин Тарантино и Гай Ричи. Да и недавний “Дюнкерк” Кристофера Нолана - не что иное как его наиболее масштабное воплощение.
Субъективная оценка 9 из 10