Кто вы, доктор?

Начинать текст про британский сериал «Доктор Кто» сложно, потому что мне трудно выбрать самое интересное, чтобы вам захотелось читать дальше, потому что хочется рассказать сразу и все.

Но начну с того, что «Доктор» – это фантастический сериал. Если вас смущает, что в кадре будут то и дело появляться мутанты, похожие на осьминога или большую картофелину, то нам с вами не по пути. Если вы потерли сейчас руки в ожидании, то продолжу. Главный персонаж – Доктор. Нет, не доктор в прямом смысле этого слова, а инопланетянин-гуманоид, повелитель времени, способный перемещаться в прошлое и будущее, а еще – в пространстве. По мифологии сериала имя Доктора нельзя называть, поэтому он взял себе псевдоним. Смысл псевдонима угадывается на раз-два. Доктор должен помогать людям, вот Доктор и помогает. Он путешествует в своей синей будке с помощницами и помощниками уже много дофигардов лет, спасает Землю (и вообще весь мир) от злых пришельцев в основном с помощью звуковой отвертки и смекалочки. Доктор выглядит как человек, но у него два сердца, и он может регенерировать целиком и полностью, правда – о ужас – каждый раз в нового человека. Эта лазейка дала возможность создателям сериала продолжать его уже не один десяток лет. Потому что Доктор умер, да здравствует Доктор!

Сериал принято делить на две основных части: олдскул и ньюскул. Первый снимался еще черно-белым с 1963 по 1989 год, второй стартовал в 2005-м и на радость поклонникам продолжается. Между ними, одновременно с ними и вместе с ними появлялись разные отдельные специальные выпуски и полнометражки, а еще аж пять спин-оффов. Существует отдельный полнометражный художественный фильм, который рассказывает, как «Доктор» создавался на британском телевидении (изначально, кстати, как шоу), о том, как первый актер (сейчас он уже умер) получал эту роль и как она подарила ему славу уже на пенсии, к которой он стремился всю жизнь. Но это уже, конечно, для таких, как я: когда высмотрел все и хочется больше. Как и олдскул.

Ньюскульный «Доктор» отличается от старого в основном цветным изображением. В остальном вселенная по-прежнему строится на тех же законах, что и раньше: все взаимосвязано, если ружье появилось в кадре, то через два сезона оно окажется заколдованной метлой, добро всегда побеждает зло, Доктор умнее всех.

Истории хватит. К сути. Шоу было запланировано детским, инопланетянин Доктор Кто должен был учить школьников побеждать в споре без оружия, делиться конфетками и верить в лучшее. Современный сериал этот уровень, несомненно, перерос. Перерос уже в эпоху десятого Доктора, который закрутил шикарный роман, всем романам роман – где и расставание, и невозможность быть вместе, и драма, и война, и конец света. Стоит добавить, что во времена этого Доктора считалось, что главный герой – единственный в мире представитель своей расы, и мотив одиночества, конечно, зашкаливал. Одинокий добрый инопланетянин, который мудр на все свои сотни тысяч лет, но красив и молод внешне, задорен и весел, одинок и путешествует во времени. Мечта просто! Поклонницы и мечтали, конечно. И мечтают, что уж там.

Дальше – больше, и каждый следующий сезон стал наполняться взрослыми смыслами и проблемами. Тут вам и черная спутница-лесбиянка, и главный враг, который при реинкарнации превратился в женщину, и борьба со смертью. Да, тот факт, что Доктор не очень смертен, а его спутники очень, поднимает весь букет экзистенциальных проблем и вопросов. Утрата близких людей, когда тебе еще жить и жить, а им нет, – тоже про это детское шоу.

Разные серии (что уж там, разные сезоны тоже) создают разные режиссеры и сценаристы. Это приводит к тому, что стиль заметно отличается. Отдельные эпизоды создавались сценаристом Стивеном Моффатом, который поклонникам сериалов известен как автор нового «Шерлока». То есть интрига максимальная, помноженная на фантастические возможности, одной дедукцией обходиться необязательно. В некоторых сериях легко можно найти элементы морфологии сказки Проппа – русского филолога-фольклориста, который предложил волшебные сказки записывать почти что математической формулой, доказав, что все они создаются по одной схеме. «Доктор», если притягивать его за уши к теории Проппа, – вполне себе современная волшебная сказка. Объяснять тут подробно не буду, это, пожалуй, тема отдельного поста.

Но все-таки это сказка. Для взрослых. И не потому, что в ней есть намеки на секс (их немного), а потому что есть серии вроде Heaven Sent (или «Ниспосланный с небес», если по-русски). В этом эпизоде Доктор 50 минут в полном одиночестве ходит по крепости где-то в море – созданной специально для него ловушке-головоломке, и борется сам с собой, со своими страхами, а в итоге раз за разом убивает себя, чтобы получить энергию для того, чтобы себя же «клонировать» и снова бороться, чтобы в итоге на миллиардной попытке победить. Как по мне, так обычная история жизни человека в природе. А еще метафора внутренней борьбы (какое пошлое словосочетание, извините), которая происходит у каждого, наверное. И эта история с хорошим концом, конечно. Потому что других в «Докторе» почти нет. Добро почти всегда побеждает, Доктор умнее всех, а если что-то появляется в кадре, то это неслучайно.

кинокультураpsk
210
700.454 GOLOS
0
В избранное
Человек с ноутбуком.
210
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые