Вторая жизнь Уве, или Злых людей не бывает
Известный шведский блогер Фредерик Бакман в 2012 году написал книгу, которая принесла ему мировую известность. А в 2015-м «Вторую жизнь Уве» экранизировали.
Так история Уве стала еще популярнее. А история эта про одного очень вредного старика.
Уве живет в поселке в Швеции и, кажется, ненавидит всех. Он кричит на кошку, ругается на автомобилистов, разве что не называет молодежь «наркоманами и проститутками». А приходя домой, думает о самоубийстве. Полгода назад умерла его любимая жена Соня, и теперь злой старик то и дело пытается уйти следом: то намыливает веревку, то метит под поезд. Но так некстати все время рядом оказывается иранка Парванех, приехавшая в дом по соседству. Она заселилась с мужем-шведом и двумя детьми. Парванех беременна третьим ребенком, но это не мешает ей решать все дела своей семьи, а теперь еще и Уве. Она практически насильно появляется в жизни старика и буквально заставляет его жить дальше.
Понятно, что у этой истории не может быть конца «и жили они долго и счастливо», старик в итоге умирает естественным путем, но Парванех дарит Уве перед этим много радостных моментов, приглашая его в свою большую семью в качестве дедушки.
Главная мысль фильма проста и давно известна: злых людей не бывает, бывают люди несчастные. И тот факт, что главный герой ворчливый старик, – это совсем не показательно. На его месте вполне мог бы оказаться и молодой человек или молодая женщина. Просто в случае с пожилыми людьми заметнее, что они злые, потому что им не хватает любви и тепла и потому что они одиноки.
Единственная вторая цельная мысль, проходящая через всю картину поверх этого доброго и какого-то совсем уж по-детски простого посыла, в том, что нужно уважать чужие права. В фильме довольно много посвящено так называемым европейской толерантности: тут и молодой гей, и межнациональный брак, и инвалиды – полный комплект. И главный герой проходит путь от очень консервативных взглядов к куда более современным.
Несмотря на две такие серьезные темы, называть фильм глубоким сложно. Кажется, что режиссер пытается говорить о важном с кем-то очень недалеким. Или с совсем уж юным зрителем. Он, кажется, боится, что зритель может не понять тонкий намек и бьет просто сразу в лоб: вот одинокий дедушка, он сначала гоняет кошку, а потом любит ее и уважает ее права, а все потому, что иранская девушка причинила ему добро, причиняйте людям добро тоже. Правда, какой тонкой морали стоит ждать, если книга, по которой был снят фильм, написана на основе записей в блоге.
В итоге от картины остается уж очень двоякое ощущение. С одной стороны, добрая история, иногда смешная, иногда грустная, красиво снятая, ладно склеенная. С другой – мораль здесь торчит в каждой сцене, а там, где не торчит, из зрителя пытаются выжать слезу.
Пожалуй, если бы дедушке все-таки удалось покончить с собой или хотя бы если бы в самом конце он не «воссоединился на небесах» со своей любимой женой, то вышел бы еще лучше фильм, однако, возможно, он не получил бы так много радостных отзывов.