🏴☠️«Афоня». В темном лесе...
Что для меня советский кинематограф? Это цензура, пропаганда здорового образа жизни, возвеличивание рядового рабочего и режиссерский гений Георгия Данелия. Весь этот винегрет великолепно представлен в художественном фильме «Афоня». И, я думаю, каждый, кто смотрел картину, нашел в блюде свой оттенок вкуса. Я же расскажу о своем послевкусии…
Главный герой, сантехник Афанасий Борщев, не приемлет окружающий мир. Он живет иными стереотипами, нежели сослуживцы, соседи, мимолетные прохожие. Он не строит коммунизм, но и не принимает участие в собственном становлении. Да, Афоня плывет по течению, но при этом даже не пытается причалить к чуждым берегам. Он умен, что следует из его манеры общения, смекалки, чувства юмора. Знает свою работу, но исполняет, только если есть стимул. Даже на любовном фронте в приоритете яркая обертка, а не начинка – Данелия наглядно противопоставляет Катю и «бывшую» Афони, работницу столовой, а также делает акцент на внешнем виде «председателя месткома нашего».
Порой у меня создается впечатление, что Борщев – инфантильный человек. Он непостоянен, излишне эмоционален, не готов брать на себя ответственность. О незрелом поведении говорят и его воспоминания о деревне и тетке, которыми он живет так, словно это было только вчера. Но если все так, что хотел донести Данелия в образе инфантильного сантехника? Борщев – это зеркальное отображение общества. Оно также несовершенно и инфантильно, потому что не способно обуздать подобных Афоне и Федулу, заставить их поверить в собственную правоту. С другой стороны, обществу это не надо: большинство следует уставу, что уже неплохо.
Катя тоже не совсем вписывается в рамки советской труженицы. Нет, она ответственный медицинский работник, добрая и отзывчивая натура, но ее привязанность к Борщеву свидетельствует о собственном, своеобразном восприятии окружающего мира. Катя смотрит на Афоню другим, несоветским взглядом.
Увольнение из конторы и переезд в деревню – это попытка примирения Борщева и общества, компромиссный вариант решения конфликта. Попытка оказывается не совсем удачной, тем не менее, встреча двух родственных душ Афанасия и Екатерины – своеобразный счастливый конец фильма.
Проблема, которую затронул Данелия в кинокартине «Афоня» – это конфликт человека и общества. Попытки воспитать каждого гражданина по шаблону тщетные. В то же время один человек никогда не сможет изменить общество по своему усмотрению. Единственный выход: идти на компромисс.