Фильм "Большая семья".
Фильм "Большая семья", наверное, последний фильм сталинской эпохи со всеми приметами времени. Это кино большого стиля, но и большой неправды. Количество неправды велико на единицу экранного времени.
Чего стоит только то, что молодой рабочий просил КОМНАТУ, а ему дают огромную КВАРТИРУ, где можно кататься на велосипеде, и где стены оклеены аккуратными обоями! Или завтрак того же молодого рабочего с черной икрой!
Автор сценария Кочетов чувствовал веяния времени. Поэтому в качестве неприятных героев он выел не только людей в шляпах, но и довольно смело критиковал партийное руководство завода. Это был 1952 год, когда многим ясно было, что Сталин затеял новую большую чистку. И старые кадры должны были замениться новыми. Поэтому в картине есть довольно жесткая критика руководителя парторганизации завода. Правда, в основном, она сводится к тому, что у него есть две машины, а нужна ему всего одна. На второй машине жена ездит по магазинам.
Герои в картине не говорят человеческим языком, они говорят языком плаката. Они лишены всяких человеческих чувств, они не люди, они просто функции. Есть функции правильные, есть не очень, а есть совсем уж неправильные функции.
Более того, драматургия совсем уж слабая. Я как зритель не знал за кем нужно следить внимательно. Поначалу главным героем подается сын Журбиных, который только что приехал на завод, разумеется, приехал не просто так, а для того, чтобы вводить передовые методы. Но затем он исчезает и появляется лишь в общих сценах. А экран предлагает зрителю на выбор еще несколько героев. Понимаю, что это вроде как семейная сага, но должны быть герои главные, и не очень. А в картине получается, что все не очень.
Самое главное, что все герои выписаны одной краской. Никаких психологических полутонов. Да, есть герои Кадочникова и Лучко. Но они вроде бы перековываются в процессе фильма. А единственный негативный герой и вовсе уезжает. Он насколько мерзкий, что бросает соблазненную им девушку с животом, но это не страшно, потому что ее примет рабочая семья и воспитает ребенка как надо.
В картине есть атмосфера социального оптимизма. Но она возникает совершенно неоткуда. Зато оператор постарался на славу. Благо, что действие происходит на кораблестроительном заводе, и большинство кадров выстроены масштабно. Особенно, кадры спуска корабля.
Сейчас, фильм является достоянием истории, чем достоянием киноискусства. Не спасают картины ни хорошие актеры. Ибо им просто нечего играть. Ни красивые кадры. Ни музыка. Просто это такой лубок, который сейчас бы назвали глянцем.