Фильм "Человек с планеты Кей-Пэкс" рецензия
— Правительство?
— В нём нет нужды.
— А законы?
— Ни законов, ни юристов.
— Как же вы отличаете добро от зла?
— Каждое существо во Вселенной отличает добро от зла.
Планета Кей-Пэкс (англ. K-PAX) — американская психологическая драма 2001 года.
- Слоган: "Измени свой взгляд на мир".
- Режиссер: Иэн Софтли
- Сценарий: Чарльз Ливитт, Джим Брюэр (автор книги)
- Бюджет: 68,000,000 $.
Начинаем просмотр. В главных ролях Кевин Спэйси (!) и Джефф Бриджес (!!!, см. мой аватар). Да это просто праздник какой-то!
На железнодорожном вокзале в суете случайных людей вдруг появляется странный субъект. Ещё мгновение назад это место пустовало и вдруг что-то изменилось... Из яркого лучика солнечного света, на мгновение вспыхнувшего и сфокусировавшегося в какой-то точке затёртого миллионами подошв перехода с перрона в здание вокзала, возник человек в тёмных очках. Его появление замечает только местный нищий псевдоинвалид со стаканчиком для подаяния. Не проходит и пяти минут, как героя Кевина Спэйси забирает наряд полиции, подоспевший на крики о помощи ограбленной карманником пожилой миссис.
Полиция, пообщавшись со странным человеком без документов и элементарных представлений про окружающий мир, куда-то увозит бедолагу... А в следующей сцене он уже появляется как пациент Манхэттенского института психиатрии, которому врач-психиатр пытается поставить диагноз.
— Для образованного человека Вы слишком часто повторяете слова собеседника. Вам это известно?
Он называет себя Протом и утверждает, что его родина — далёкий космос, а путешествует он на луче света... Ко всему привыкшие сотрудники клиники для душевнобольных, чей круг общения составляют Иисус, Жанна Д'Арк, Наполеон и пр., воспринимают это как должное. Ежедневно в течении месяца ему вкалывают 300 миллиграммов теразина, анафранил, но улучшений и изменений в поведении не происходит. И вот первое собеседование доктора и больного. Он ест фрукты вместе с кожурой и косточками, но в то же время может истолковать теорию относительности Эйнштейна.
Опытный психиатр, доктор Марк Пауэлл прилагает массу усилий, чтобы разобраться в маниях, фобиях и причинах душевного расстройства необычного пациента, но несмотря не все старания, не может найти несоответствий в странной логике загадочного «больного» и пробиться в его сокровенные мысли. Более того, своими простыми и логичными ответами и встречными вопросами Прот часто ставит в тупик самого доктора:
— Любое существо способно вылечить себя само, Марк. На Кей-Пэкс это прописная истина уже миллионы лет.
— Послушай, на этой планете я — доктор, ты — пациент.
— Доктор, пациент... Любопытная классификация.
— Это не твоя забота лечить Хоуи, или Эрни, или Марию. Это моя работа.
— Почему же Вы до сих пор их не вылечили?
Прот очень убедительно доказывает всем своё внеземное происхождение, в частности ставя в тупик учёных из НАСА, где по случайному совпадению работает муж сестры доктора — астроном.
Чтобы докопаться до истины, доктор Пауэлл на свой страх и риск везёт пациента в обсерваторию, где внезапно выясняется, что такими знаниями как у него на нашей планете владеют лишь несколько ведущих астрофизиков. В процессе проверки рассказа Прота о своей затменно-двойной звёздной системе Агаппы и Сатори, рядом с созвездием Лира, учёные узнают о путешествиях со скоростью многократно превышающей скорость света, о природе энергии. По просьбе учёных Прот безошибочно строит орбиты движения звёздных тел и объясняет всё в деталях.
Компьютер проверяет его информацию и обнаруживается полное совпадение расчётов. Учёные испытывают культурный шок, о некоторых формулах и выводах Прота до сей поры не знал ни один человек. То, что принимали за сплошную чушь, на поверку оказывается чётким и связным рассказом о неизведанных мирах на уровне, недостижимом для простого смертного.
Возможно он безумный гений или без вести пропавший астрофизик с выборочной амнезией? Психиатр уже не знает чему верить.
— Как вы думаете, Вы больны?
— Разве что тоской по дому.
Так и не сумев открыть тайну личности нетипичного пациента, психиатр настолько попадает под влияние силы характера и харизму последнего, что его начинает волновать совершенно дикое предположение: а может Прот вовсе не сумасшедший, а путешественник во времени и пространстве, представитель иных миров?..
— Стол накрыт на двоих.
— Да, я кое-кого жду.
— И давно Вы ждёте?
— 11 лет. Здесь это называют безумием, но мне по душе слово «романтика».
Прот должен покинуть Землю в назначенный час — 27 июля в 5:51 утра по восточному времени. По его рассказам о чудесной родине многие пациенты клиники заочно влюблены в это место и мечтают попасть на Кей-Пэкс, где восходят два светила, а вокруг планеты вращается семь фиолетовых лун. Но Прот может взять с собой лишь одного человека. Между обитателями психиатрической лечебницы проводится творческий конкурс в виде сочинения. Победитель отправится с Протом в космическое странствование.
Внезапно герой Кевина Спэйси пропадает из абсолютно неприступной и закрытой клиники. Поиски ни к чему не приводят. Из общения с душевнобольными выясняется, что земная миссия Прота предусматривает посещение северных территорий: Аляски, Лабрадора, Гренландии, Исландии. Пациенты успокаивают врачей, что через три дня он вернётся. Так и происходит.
Официальный трейлер на русском языке:
[Канал на youtube — secretvideovault]
Прот способен видеть в ультрафиолете, прекрасно ориентируется в сумерках и обладает ещё рядом странных свойств и характеристик. Ведёт дневник, куда записывает всё, что с ним происходит и пытается лечить пациентов психиатрического института, но не медикаментозно, а давая им задания для того, чтобы излечиться самостоятельно.
— Ах люди. Иногда мне трудно понять, как вы до сих пор не вымерли?
Герой Кевина Спэйси странно реагирует на детей, понимает лай, общается с собакой и передаёт собачьи просьбы людям. Он всё делает странно, иначе, не так, как все. Наконец доктору удаётся заметить некоторые закономерности, нащупать ниточки и под влиянием гипноза сломать барьер и проникнуть в подсознание Прота. Тут-то и начинается самое интересное...
— А сейчас простите. Мне нужно успеть на свой луч света.
Итак, чему нас учит, так сказать, семья и школа? Этот, на первый взгляд, по-детски наивный сюжет и бесхитростный характер героя Кевина Спэйси, даёт возможность иначе, упрощённо и непредвзято взглянуть на многие аспекты нашей жизни, на то как странно организовано общество и ещё на целый ряд подобных вопросов, которые мы не задаём в обычной жизни, воспринимая как должное.