Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
savagedivision
6 лет назад

Лавкрафтовский ужас на большом экране

Сегодня вряд ли найдется человек, который ни разу не слышал о Говарде Филлипсе Лавкрафте — писателе 20-го века, придумавшем знаменитого Ктулху. Лавкрафт стал отцом-основателем целого поджанра литературы, который принято называть лавкрафтовским или космическим ужасом. В своих рассказах Говард Филлипс пугал читателей древними божествами из космоса, превосходящими людей настолько же, насколько мы превосходим муравьев. Одно лишь упоминание имен этих существ сведет с ума кого угодно.

В творчестве Лавкрафта всегда прослеживается пессимистичный лейтмотив: Земля — это песчинка в бескрайней пустоте, а человечество представляет нулевую ценность для Вселенной и населяющих ее монстров. Жуткие и уникальные по своей стилистике рассказы Лавкрафта оказали и продолжают оказывать существенное влияние на современную культуру. Поэтому сегодня я предлагаю вспомнить лучшие фильмы, вдохновленные его произведениями.

«Чужой» (1979)

«Чужой» Ридли Скотта — образцовый представитель космического ужаса. В начале фильма герои находят древний звездолет с загадочными мертвыми инопланетянами на борту. Нам не объясняют, кто эти существа и откуда они взялись: зрителям, как и персонажам кино, остается строить догадки об истинной природе погибших пришельцев. Эта недосказанность — важная составляющая лавкрафтовского ужаса. Кроме того, отсутствие ответов на вопросы делает дальнейшее противостояние героев с ксеноморфом еще более пугающим: людям приходится иметь дело с загадочной тварью, которая выходит за рамки их понимания.

Последующие фильмы франшизы, за исключением разве что «Прометея», сложно отнести к космическому ужасу: например, «Чужие» Джеймса Кэмерона превратились из жуткого хоррора в адреналиновый боевик, где персонажи уничтожают десятки ксеноморфов.

«Апокалиптическая трилогия» (1982, 1987, 1995)

Американский режиссер и сценарист Джон Карпентер — большой поклонник Лавкрафта, и в этом легко можно убедиться, посмотрев его «Апокалиптическую трилогию»: фильмы «Нечто», «Князь тьмы» и «В пасти безумия».

Центральное место в сюжете «Нечто» отведено загадочной инопланетной твари, способной копировать себя и принимать облик людей. Герои фильма сражаются с ней на исследовательской станции в Антарктиде: необъяснимая тварь представляет такую опасность, что она может уничтожить жизнь на Земле, если ей дадут покинуть станцию. «Нечто» — напряженный психологический хоррор, где любой из ключевых героев может оказаться чудищем из космоса.

«Князь тьмы» — один из наименее знаменитых фильмов Карпентера, который тем не менее полностью попадает под понятие лавкрафтовского ужаса. Кино рассказывает о том, как священник находит в подвале церкви в Лос-Анджелесе таинственный контейнер, где хранится зеленая жидкость. Эта жидкость — сущность самого Антихриста. Святой отец обращается за помощью к группе ученых: вместе они должны остановить пришествие первородного Зла в наш мир. Уникальная особенность «Князь тьмы» — тот факт, что фильм можно отнести как к научной фантастике, так и к мистике: Антихриста здесь можно рассматривать как библейского Сатану или как пришельца из другого измерения.

«В пасти безумия», третий фильм «Апокалиптической трилогии», был вдохновлен не только Лавкрафтом, но и творчеством Стивена Кинга. Главный герой кинокартины — страховой следователь Джон Трент, который отправляется в небольшой американский городок на поиски популярного писателя Саттера Кейна. Довольно быстро Джон понимает, что в городке творится какая-то чертовщина: все, что Саттер Кейн описывал в своих романах, начинает воплощаться в жизнь, а сам Кейн пытается призвать в мир людей могущественных потусторонних существ. Происходящее оставляет след на рассудке не только главного героя, но и самого зрителя: «В пасти безумия» — запутанное кино, которое стоит пересмотреть несколько раз, чтобы должным образом разобраться в его сюжете.

«Пустота» (2016)

Когда речь идет о лавкрафтовских фильмах, нельзя не упомянуть «Пустоту» Джереми Гиллеспи и Стивена Костански. «Пустота» — это канадский хоррор про небольшую группу людей, которые из-за различных обстоятельств оказались вместе в опустевшем госпитале. Больницу окружили загадочные сектанты в белых одеждах, а лидер этих культистов пытается открыть портал в другое измерение, где нет жизни и смерти, и превратить героев фильма в омерзительных монстров. «Пустота» особенно понравится поклонникам «Нечто». Авторы фильма почти не использовали компьютерную графику: они воплотили своих чудовищ в жизнь с помощью практических эффектов и грима, как это было принято в 80-х.

«Горизонт событий» (1997)

«Горизонт событий» Пола Андерсона — кино с оригинальной концепцией. В мире фильма Ад существует, и туда можно попасть: именно это случилось с новейшим космическим кораблем Event Horizon, который попытался искривить пространство, чтобы добраться до Проксимы Центавры. Когда звездолет вернулся обратно в Солнечную систему, к нему направили команду спасателей, чтобы они узнали, что случилось с Event Horizon и спасли уцелевших, если такие есть. В итоге герои фильма оказываются один на один с космическими демонами вдали от родной планеты.


Хороших фильмов, вдохновленных Говардом Филлипсом Лавкрафтом, на самом деле вышло довольно много. А вот успешные прямые адаптации его произведений — это большая редкость. Навскидку можно вспомнить разве что «Реаниматора» 1985-го года. В Голливуде пока не готовы тратить миллионы на высокобюджетное кино по Лавкрафту: Гильермо дель Торо хотел снять фильм по мотивам «Хребтов безумия», но так и не получил зеленый свет от киностудий. Будем верить, что в будущем ситуация поменяется и мы все же увидим Ктулху на большом экране.

4
0.018 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (10)
Сортировать по:
Сначала старые