Абсурдистская комедия Ларса фон Триера «Самый главный босс» (2006)

Известный датский режиссер, новатор и провокатор, который получает престижные награды и не приезжает за ними, посылая вместо себя на фестиваль свое фото, хорошо оттоптался на теме вертикали и матричного устройства современного мира в комедии «Самый главный босс».

Офисная история, где маленькие люди зависят от воли начальника и вынуждены приспосабливаться к нему, чтобы отвоевать свое место под солнцем – тема избитая. Стоит вспомнить фильмы «Несносные боссы», «Офисное пространство» и даже наш советский «Гараж», и казалось бы, что можно здесь еще придумать?

Триер очередной раз переворачивает все с ног на голову, когда назначает «главным боссом» актера-неудачника, которому его приятель поручает сыграть эту роль в своей фирме.

Одна из основ менеджмента гласит : «Чтобы эффективно управлять людьми, не вступая с ними в конфликты, надо всегда использовать третье лицо». Поэтому юрист Равн (Петер Ганцель) – руководитель IT-бизнеса, для своих подчиненных всегда оставался славным парнем, ссылаясь при проведении непопулярных решений на выдуманного «главного босса», который живет в США. Очень удобно.

Но так было до поры до времени, пока он не задумал продать бизнес, для чего потребовалась подпись этого самого несуществующего человека. Тут на ум приходит «Нос» Гоголя и «Подпоручик Киже» Тынянова, где происходит материализация выдуманных персонажей, которые вводят в заблуждение окружающих и нарушают субординацию.

Равну такие фантастические методы не подходят, и он придумывает простой, как ему кажется, эффективный способ решения проблемы – нанимает знакомого актера – Кристофера (Йенс Альбинус) для исполнения роли «главного босса» и подписания документов сделки, не представляя актерскую сущность. Ведь хороший актер, воспитанный на системе Станиславского, не может быть тупым попугаем, который будет только повторять заданный ему текст, он будет импровизировать, вживаться в роль и действовать по своему усмотрению.

Режиссер использует классический приём quiproquo, когда мы, зрители понимаем суть происходящего, а персонажи – нет. Мы видим спектакль, который создается на наших глазах, когда офисные клерки начинают вести себя по-новому, не понимая сути происходящего. Больше всего удивляет, как быстро все пытаются устроить свои личные делишки, совершенно не замечая, что Кристофер совсем не похож на того, за кого его выдает Равн. Ведь он ничего не смыслит в IT-технологиях, мало представляет деятельность конторы, но на оговорки и ошибки никто не обращает внимания – высота положения все затмевает.

Персонажи его пьесы ( а в какой-то момент он начинает ощущать себя автором) считают его «богом», который может решить все их проблемы. Понятно, что здесь масса смешных и нелепых ситуаций – от предложения секса до подкупа, что, кстати, еще и напоминает сцены из «Ревизора».

Но у нелепого Кристофера есть заветная мечта – сыграть в абсурдистской пьесе Антонио Гамбини «Повешенный кот» и трехчасовой монолог «Трубочиста из города, где нет печных труб». Он частенько говорит об этом своему другу Равну, ругая драмы Ибсена, которые кажутся ему пошлыми.

Эта актерская тоска по не сыгранному отлично реализуется в жизни – «Самый главный босс» - сюжет, достойный выдуманного Триером автора : "По дороге из Канн я увидел большой грузовик с продуктами питания, на котором было написано Gambini — и я решил, почему бы и нет."

Понятно, что в какой-то момент ситуация выходит из-под контроля, потому что Кристофер настолько вживается в роль, что начинает действовать по своему усмотрению, вразрез с задумкой Равна.

История перестает быть смешной и становится драматичной – ведь офисные служащие – не персонажи пьесы и не марионетки в руках кукловода, а реальные люди со своими мечтами и заботами, пусть даже мелкими и ничтожными.

Равн и Кристофер вступают в конфликт, действие принимает неожиданный оборот - состоится ли сделка, ради которой все затевалось? Развязка, как и положено в абсурдистской комедии, совершенно непредсказуемая.

Последние 10 минут экранного времени, когда актер, получивший, наконец-то, настоящую сцену и аудиторию, может сыграть кусочки великих ролей, совершенно захватывающие. Перед нами и Гамлет со своим неразрешимыми вопросами, и Хлестаков, возомнивший себя «главным боссом», и Дон-Кихот, наивный гуманист. И даже - трубочист - герой Антонио Гамбини.

Кто из них победит? Смотрите сами.

Вечная проблема «маленького человека», вынужденного пресмыкаться и лебезить, так знакомая нам по классической русской литературе, нисколько не утратила своей актуальности и сегодня. Только у Акакия Акакиевича не было шинели, очень нужной во время холодной русской зимы, а у нынешних людей не хватает на предметы не столь необходимые, поэтому в выборе модели поведения они более свободны.

Быть персонажем чужой или своей пьесы – выбирать каждому из нас самостоятельно.

Отличная игра актеров, «жесткая» камера, закадровый текст Кристофера, рассказывающего эту историю (кстати, очень смешной и ядовитый) – все это делает фильм отличным поводом еще раз решить для себя вечные вопросы.

10 из 10

Уникальность: 100.00%
https://text.ru/antiplagiat/5af6be64b62c9

Фото из открытого доступа.

До встреч на голосе! С любовью, ваша @sofya

кинорецензиямыслиchaos-legionpsk
84
144.148 GOLOS
0
В избранное
sofya
Автор-книголюб, по иронии судьбы жизнелюб и путешественник - по странам, литературе, истории, делится наблюдениями без занудства и с юмором
84
0
Комментарии (11)
Сортировать по:
Популярности
Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий
Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.