Фильм «Квадрат» (Швеция, 2017) - сатира на толерантность и современное искусство

Вчера удалось приобщиться к современному кино - посмотреть удостоенный главной премии в Каннах – «Золотой пальмовой ветви», фильм. «Квадрат» ( Швеция, 2017).

Кстати, шведы впервые получили эту награду.

Надо сказать, что я редко смотрю такие фильмы – чаще всего это депрессивные ленты на злобу дня, но тут зацепило то, что главный герой фильма – куратор «Музея современного искусства». Думаю, дай, приобщусь, вернее – приобщились вместе с мужем.

Фильм идет больше двух часов, поэтому понадобилось достаточно выдержки, чтобы его досмотреть, потому что сюжет рваный, потянуло арт-хаусом, но было любопытно, чем же все закончится.

Сюжет развивается вокруг очередного «шедевра» - инсталляции под названием «Квадрат», презентацию которой готовит главный герой и его команда.

Произведение некой аргентинской художницы представляет собой квадрат на площади перед Музеем, выложенный специально и огороженный, внутри которого помещена табличка: «Это территория, где все свободны и равны».

«Квадрат» — постоянная инсталляция на центральной площади города Вернаму. Если человек встаёт в его центр, значит, ему нужна помощь. Прохожие должны ему помочь.

Перед тем, как выкладывается «Квадрат», показана сцена, как с постамента снимается старинная конная скульптура – какого-нибудь Карла 12, которая олицетворяет все искусство прошлого.

Огромная статуя, покрытая зеленью окисленной меди, мощная, величественная, снимается на реставрацию (так думается зрителю), но потом крановщик роняет шедевр на землю, от чего у всадника откалывается голова.

Сознательно это сделано или нет, мы не знаем, но образ очень значимый. Потом мы понимаем - сознательно.

А ведь это было уже в истории, и не раз. Вспоминается, как футуристы больше 100 лет назад в своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912) писали: «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».

Сбросили.

Сегодня кадры с разрушением памятника выглядят символично – примерно так же «откалывается голова» у современного человека, который, свергнув классическое искусство, выдает за искусство что-то типа «Квадрата».

Кроме этого нам представлены еще некоторые подобные «произведения», которые кроме смеха, ничего вызвать не могут – нагромождение стульев, холмики из гравия в огромном зале и прочая белиберда.

Все это - едкая сатира на современную богему, интеллектуальную элиту, диктующую массовому зрителю, что хорошо, а что плохо.

Кроме организации выставки, с героем происходит много всяких событий, которые представлены в виде хаотичных столкновений с разными людьми: будь то случайный секс, кража, поиск вора или помощь бездомным. Во всем этом мутном потоке не понятно, что думает герой, что он за человек: все разорвано, не досказано, не додумано.

Складывается ощущение, что жизнь просто несет человека, как щепку, а он совершенно дезориентирован.

Еще одна значимая и любопытная линия – это пиар.

Грядущую выставку надо раскрутить, для чего приглашаются специалисты - пиарщики, два молодых парня, знакомые с современными технологиями. Они убеждают организаторов привлечь внимание прессы к «Квадрату» с помощью скандала, который они и берутся организовать, спекулируя на пристрастиях толпы, на ее чувствах и фобиях.

Ребята запускают вирусный ролик в интернете, сюжет которого поражает и возмущает толпу, он собирает 300 000 просмотров, вызывает негодование пользователей.

В результате чего на нашего куратора обрушиваются громы и молнии, но цель достигается – через страшный скандал пресса проявляет интерес к выставке, чего и добивались молодые пиарщики.

В картине еще много чего есть, что ощущения абсурда происходящего не покидает.
Возникают вопросы: «Это вы называете искусством? Это – милосердием и толерантностью?»

_Напрашивается вывод о том, что у современного европейца сбиты все настройки – понятия о прекрасном и безобразном, о добре и зле, о хорошем и плохом. Он бродит в потемках, среди ложных ценностей, вброшенных новостей и вороха информации, им манипулируют. _

Кульминацией является перфоманс с "человеком-зверем", вызывающий ужас.

Печальная картина.

Вспоминается известный роман-бестселлер Артура Хэйли «Вечерние новости», где еще 30 лет назад он написал: «Плохие новости хорошо продаются».

Сегодня можно «продать» все, главное – уметь манипулировать толпой.

Фильм депрессивный, смотреть его снова не буду, но для понимания того, что происходит в мире (награда в Каннах говорит о том, что в фильме все показано правильно), иногда надо.

Предсказания испанского философа Ортега-и-Гассет, озвученные в его работах «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1929), сбылись.

Фото отсюда и отсюда

До встречи на Голосе! С любовью, ваша @sofya

кинорецензияжизньобществомыслиchaos-legionpsk
25%
1
105
163.504 GOLOS
0
В избранное
sofya
Автор-книголюб, по иронии судьбы жизнелюб и путешественник - по странам, литературе, истории, делится наблюдениями без занудства и с юмором
105
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые