“Иррациональный человек» (2015) Вуди Аллена, или Раскольников 21 века

Вуди Аллен – легенда Голливуда - сценарист, режиссер и актер, всегда был не равнодушен к русской литературе. В 40 лет он снял фарсовую ленту «Девушка и смерть»(1975) по мотивам романа «Война и мир» Толстого, поразив зрителя зарослями «развесиcтой клюквы» - многочисленными штампами, которыми изобилует западное кино при изображении русской жизни.

Тут тебе и барин, который пляшет «Камаринскую», и бороды с сапогами, балалайка и водка. Посмеявшись над русскими персонажами и своими коллегами - режиссерами, мало что понявшими в нашей жизни, он не расстался с идеями, которые занимали классиков.

В разных фильмах мелькают в руках его героев-интеллектуалов книги русских писателей, и чаще всего – Достоевского. Тема преступления и наказания не отпускает Вуди Аллена – он исследует ее в своих лентах : «Преступления и проступки»(1989), «Матч-Пойнт»(2005), «Мечта Кассандры» (2007).

Фильм «Иррациональный человек» (2015), показанный в рамках Канского кинофестиваля, снят в фирменной авторской стилистике - иронический взгляд на самые серьезные проблемы, перекличка эпох и культур, ассоциации и намеки, умные разговоры о сложных и простых вещах. Столкновение рационального и иррационального, реального и выдуманного, жизни и смерти.

Сюжет фильма разворачивается в университетском городке, куда приезжает новый преподаватель философии, 40-летний Эйб Лукас (Хоакин Феникс), молва о котором опережает его самого. Он - автор известных книг, переживший в прошлом несколько личных драм ( самоубийство матери, гибель друга на войне, уход жены), которые создают романтический ореол вокруг его личности. Женщины-преподаватели, студенты, и особенно студентки, с нетерпением ждут встречи с легендарным ученым.

Лукас находится в очередной депрессии, свойственной многим творческим людям – его книга не пишется, брак распался, интерес к жизни утерян. Мрачное настроение, мысли о смерти и самоубийстве, резкие суждения и нелюдимость – все атрибуты «горя от ума» в наличие.

Сам он определяет свое состояние – « я распластался на дне Марианской впадины».

Эйба определяют на философский факультет преподавать этику. Его лекции, яркие и полные парадоксов, обнаруживают незаурядный ум, эрудицию и оригинальность мышления, что делает его все более привлекательным для двух женщин – преподавателя химии Риты Ричард (Паркер Поузи), которая несчастлива в браке и молоденькой студентки Джилл Поллард (Эмма Стоун).

История рассказывается нам от лица Эйба и Джилл, с разных точек зрения. Джил чувствует, что частые встречи с преподавателем и интересные разговоры ее затягивают, и она постепенно влюбляется в него, хотя тот противится этим отношениям – не этично спать со студенткой. Рита тоже пытается развеять тоску героя, но безуспешно – мрачное настроение не покидает философа.

Безразличие к жизни он демонстрирует на одной из вечеринок. Когда ребята обсуждают, что такое "русская рулетка", Эйб берет у них из рук пистолет и дважды стреляет себе в висок, испытывая судьбу. Все – в шоке. После этого Джилл еще больше притягивает к страдальцу, она пытается помочь - вдохнуть в него жизнь, поделиться своим оптимизмом, но все – тщетно.

И вот однажды в кафе Джилл и Эйб подслушали разговор о некоем судье Шпенглере из-за решения которого одна дама рискует остаться без средств к существованию и своих детей в результате развода с мужем. Со слезами на глазах она рассказывает друзьям, что этот судья сломает ей жизнь, что это ужасный человек. Разговор действует очень сильно на нашего героя – у него рождается мысль об убийстве ненавистного судьи, чтобы спасти совершенно незнакомую женщину - сделать благое дело.

Наконец-то у него появляется смысл жизни – ура! Долой хандру и пессимизм, жизнь снова играет красками, хочется дышать, гулять, писать книги. Наш герой возрождается через обретение идеи – совершить идеальное преступление.

Парадокс – его «оживляет» мысль о лишении жизни другого человека. Такой выверт мог произойти только у помешавшегося философа, и тут как тут - книга Достоевского «Преступление и наказание», которую перечитывает Эйб. Убить «никчемного» и «вредного» человека – та же, что и у Раскольникова – «тварь я дрожащая или право имею»?

Но это, пожалуй, и все, что роднит этих персонажей. Вспомним, что Родион Романович был нищий студент, голодный и несчастный, которому за квартиру нечем было платить, да и ел он не каждый день, поэтому ему было от чего дойти до таких мыслей. Эйб Лукас – успешный писатель, живущий в тепле и достатке, но лишенный при всем своем уме и знаниях, обычных моральных правил, задумал совершить преступление, чтобы пощекотать нервы, для остроты ощущений.

После принятия решения героя будто подменили – он радостен и счастлив. Его возбуждение и энергия не остаются незамеченными Джилл и Ритой - они приписывают эти перемены своему влиянию на героя. На самом деле – это риск пьянит и заводит Эйба.

Весь фильм сопровождается джазовой и классической музыкой – так любимой интеллектуалами, что подчеркивает цинизм происходящего. Убийство, совершенное под джазовую композицию дорогого стоит. Преступление во имя идеи, все равно – преступление.

Как расправился со своим героем Достоевский, мы знаем, а как решил судьбу Эйба Лукаса Вуди Аллен, вы узнаете, посмотрев фильм. Скажу сразу – здесь много умных разговоров, интересных точек зрения, чего любителям "экшн" будет мало, но поклонникам психологического и интеллектуального кино это понравится.

Почему - "иррациональный человек"? Наверное, потому, что жить отвлеченными идеями - это "вербальная мастурбация" по словам самого героя, имеющая мало общего с реальной жизнью, в которой за поступки надо платить. Разговоры-разговорами, а "чтить уголовный кодекс надо". Вопросы о свободе выбора и ситуативной этике, так занимавшие Эйба, мы будем решать каждый самостоятельно, рационально, как и положено нормальным людям, живущим в реальном, а не выдуманном мире.

Умный и тонкий фильм, затрагивающий вечные темы. Взгляд автора, который умеет просто говорить о сложном, без морализаторства, с некоторой долей иронии – в этом фирменный стиль Вуди Аллена.

Прекрасный актерский состав : мрачный образ Эйба не сыграл бы никто лучше Хоакина Феникса, а милая, радостная и впечатлительная Джилл удалась Эмме Стоун, как будто она играла саму себя.

Всем, кто любит философию, и кому интересны разговоры о ней.

10 из 10

Уникальность: 100.00%
https://text.ru/antiplagiat/5ada119c74bb8

Фото из открытого доступа.

До встречи на Голосе! С любовью, ваша @sofya

кинорецензияvox-populichaos-legionpsk
110
99.995 GOLOS
0
В избранное
sofya
Автор-книголюб, по иронии судьбы жизнелюб и путешественник - по странам, литературе, истории, делится наблюдениями без занудства и с юмором
110
0
Комментарии (20)
Сортировать по:
Популярности
Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий
Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.