Роман с кино
Почти 110 лет назад, в октябре 1908 года состоялась премьера первого российского фильма.
Представляю, как взирали на это чудо тогдашние зрители. Движущиеся картинки завораживали, многие воспринимали фильм как реальность: закрывали глаза при виде идущего на них поезда и вскрикивали от страха, а когда мелодраматические герои убивали друг друга в порыве страсти или из ревности, дамочки падали в обморок.
В то время обмануть наивного зрителя было просто, не то, что сегодня, когда вся подноготная съемок выплескивается на страницы СМИ, и даже ребенок отличит компьютерную графику от натуральных кадров.
Кино вошло в жизнь каждого из нас еще в детстве, оно было главным развлечением, а потом стало окном и в мир взрослых, и в другой, «западный» мир.
У каждого поколения свои кумиры, свои кинозвезды и киногерои. Конечно, немногочисленные советские комедии стали хитами того времени, а герои знаменитой тройки Никулин-Вицин-Моргунов - самыми популярными персонажами.
В детстве, зажав в кулак 10 копеек, мы бежали на утренний сеанс «Неуловимых мстителей», чтобы в сотый раз увидеть на фоне огромного солнца удаляющиеся фигуры любимых героев, приключения которых знали наизусть. Фразочка Крамарова «И мертвые с косами стоят… и – тишина…» была самым счастливым моментом фильма вместе с вестерновскими перестрелками и погонями.
Но это было чуть позже, а до этого – чудесные сказки Александра Роу «Морозко», «Королевство Кривых зеркал», «Варвара краса – длинная коса», «Марья Искусница» и уморительно смешной и совсем не страшный Милляр в роли Бабы Яги или Кощея Бессмертного.
Черно-белая «Золушка» завораживала, несмотря на отсутствие красок.
Потом кино стало окошком в другой, «тот» мир, о котором мы почти ничего не знали.
Мир этот был не очень привлекательный – фильмы для показа отбирались тщательно. Несчастные «Генералы песчаных карьеров» умирали под чудесную музыку, как и герои «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», а еще помню фильм «Чемпион» про бои профессиональных боксеров, где герой тоже погибает в финале.
Не хотелось жить в таком жестком мире, нисколечко. Любопытно было, и все тут. Выходя из кинозала радовала счастливая мысль: «Как хорошо, что я живу не там!»
Первые сомнения возникли потом, когда популярность набрали «Жандармы» с Луи де Фюнесом – непритязательная, легкая комедия, рассчитанная на развлечение, и только. Но мы с подругой кроме этого увидели еще и наряды героев – молодых балбесов, кофточки и брюки умопомрачительных ярких цветов – от желтого до розового, от зеленого до аквамариного, которые для нас были экзотикой. Нарядов таких цветов у нас не было и в помине, скорее что-то серобуромалиновое, ну клетка-полоска-горошек в лучшем случае.
А помешательство от фильма «Фантомас», когда весь асфальт быт исписан буквой «F»? А еще там были не только приключения, но и яркие картинки.
Красивых женщин в кино, правда, и у нас хватало, но «красивой жизни» не было, поэтому подглядеть в щелку «как живут там» было любопытно.
Из самых больших кинопотрясений детства я помню фильм Пырьева «Идиот» с молодым Яковлевым. История князя Мышкина настолько поразила, что я нашла в домашней библиотеке толстенную книгу и прочитала ее в 7 классе, влюбившись в Достоевского и его «униженных и оскорбленных» уже тогда.
Такое же впечатления произвел фильм «Чайковский» со Смоктуновским в главной роли, где нервный и талантливый композитор сталкивается с неприятным современником Пахульским. После фильма я отказалась играть в музыкалке детские пьесы этого автора, чем привела в недоумение мою учительницу музыки. Я возненавидела Пахульского навсегда, как и полюбила актрису Шуранову, исполнительницу роли фон Мекк, мецената и друга Петра Ильича.
В юности появились свои хиты.
Романс о влюбленных» Кончаловского с потрясающими песнями Александра Градского, «Солярис» Андрея Тарковского, ранние фильмы Никиты Михалкова смотрены-пересмотрены, выучены наизусть, возведены в культ.
Были еще и любимые детективы, и фильмы о войне, и мелодрамы. Лучшие советские ленты и сегодня нисколько не устарели, потому что сделаны мастерски. Например, наш Шерлок Холмс – лучший из всех, кого я видела, как и экранизации Агаты Кристи.
Сегодня российское кино, к сожалению, не может похвастаться шедеврами, но я надеюсь, что это время еще впереди.
Мой роман с кино продолжается, правда, это все чаще кино европейское или американское, в то время, как «наше» - из советского прошлого.
Поздравляю всех с Днем российского кино и надеждой на его лучшее будущее.
Фото из открытого доступа
ЗЫ. Пост навеян вот этим чудесным роликом @rualev
До встречи на Голосе, с любовью, ваша @sofya!